Аудит инноваций – это эффективный способ оценки деятельности компании, анализа её сильных и слабых сторон, а также возможностей и проблем в инновационной деятельности.

Внедрение новых проектов – это всегда большой риск, который сопряжен с трудностями как внутреннего, так и внешнего характера. Аудит инноваций как раз помогает разработать методики для решения сложных задач и усовершенствовать стратегию роста и развития компании.

Цель аудита инновации – оценка текущей инновационной деятельности, имеющихся возможностей и недопущение внедрения дорогостоящих и потенциально бесполезных инновационных стратегий и программ. 

Взгляд на то, как в корпорации функционирует инновации, является одним из лучших способов избежать потери денег и времени, а также предотвратить разочарование сотрудников. 

Именно поэтому прежде, чем «пускаться во все тяжкие», разрабатывая и внедряя новые проекты, необходимо понять, где вы находитесь сейчас, оценить свои существующие ресурсы и затем выяснить, куда и как вы хотите прийти. 

В статье мы рассмотрим 5 основных задач, которые решает аудит инновационной деятельности.

1. Оценка эффективности инновационной деятельности

Если у вас периодически возникают вопросы «Почему инновации не приносят должного результата?», «Чего не хватает для быстрого и успешного внедрения прорывных решений?» и, самое главное, «Соответствует ли текущий процесс долгосрочной стратегии развития компании?»,  значит, в действующей инновационной стратегии есть недочеты и «черные дыры», в которые утекают ваши возможности.

Аудит инноваций даёт ответы на все эти вопросы, т.к. предусматривает глубокую проработку процессов в компании, начиная от сбора внутренней информации и заканчивая анализом рынка и сферы деятельности организации.

2. Исследование внутреннего потенциала компании

Часто для того, чтобы разработать и внедрить эффективные инновации, компании заимствуют их с рынка конкурентов, пытаясь приспособить к специфике своей организации, что не всегда работает должным образом. Однако в большинстве случаев им не хватает анализа внутреннего потенциала, который раскрывает «сильные» стороны и позволяет существенно улучшать уже имеющиеся продукты, тем самым развивая инновации естественным путем. 

Аудит инноваций помогает изучить не только «слепые зоны», но и внутренние возможности для роста и развития, найти свой собственный фундамент для инноваций.

3. Определение разрывов («белых пятен») между текущим и эталонным уровнем организации инновационного процесса

При проведении аудита, составляется модель as is и сопоставляется с ведущими практиками.  Данная модель позволяет проанализировать существующие процессы, выявить «узкие места» в организации и взаимодействии бизнес-процессов и изучить соответствие текущего процесса долгосрочным целям компании.

4. Анализ культуры инноваций в компании

Часто возникают ситуации, когда при попытке внедрения инноваций руководство сталкивается с непониманием сотрудников и отсутствием у них мотивации, особенно у мидл-менеджмента (на это есть свои причины, но сейчас не об этом). Такое поведение характерно для низкого уровня инновационной культуры, при котором внедрять новые проекты достаточно сложно.

Первые 3 этапа аудита инноваций посвящаются интервью с сотрудниками компании, начиная от топ-менеджмента и заканчивая рядовыми сотрудниками вне зависимости от того, принимали они участие в инновационной деятельности или нет.  Это необходимо для того, чтобы понять, на какой стадии развития культуры инноваций находится компания, что, в свою очередь, способствует выработке необходимых изменений, ведь внедрять инновации гораздо эффективнее, когда все в коллективе понимают, для чего это нужно и горят общей идеей.

5. Формирование алгоритма решения конкретных вопросов на стратегическом уровне

Все этапы и исследования аудита инноваций служат не только для создания теоретической базы о плюсах и минусах, уровне развития и возможностях компании, но и для того, чтобы выработать определённые шаги и действия для эффективного внедрения инноваций и управления ими.

В результате инновационного аудита создается карта дорожного развития и детальное описание процессов to-be, что представляет собой подробный алгоритм действий, чтобы прийти к нужной цели.

Подводя итог, необходимо отметить, что аудит инноваций поможет вам понять не только слабые стороны и пробелы в управлении инновациями, но и разложит по полочкам стратегию роста и реализации возможностей в сфере деятельности вашей компании, предоставит вам чёткую схему действий по развитию проектов.