В сотрудничестве стартапов с корпорациями, казалось бы, одни только плюсы, дело должно идти как по маслу, а проекты запускаться со скоростью света, ведь у первых есть нужные решения, а у вторых необходимые ресурсы. Но почему тогда стартапам и корпорациям так сложно найти подход друг к другу и почему большое число совместных проектов заканчиваются ничем?

1. Расхождение в стратегии и целях развития

Часто стартаперы настолько влюблены в свой проект, что не задумываются о проблемах, которые корпорация хочет решить, сотрудничая с ними. Зачем крупной компании слушать бесконечный список достоинств проекта, если ни одно из них не закрывает ее задачи и проблемы?!

Решение для стартапов: нужно адекватно подойти к процессу переговоров и начинать не с воспевания оды своему проекту, а с конкретных решений, которые корпорация получит при сотрудничестве.

Решение для корпораций: иногда можно прислушиваться к проектам, которые не связаны с основным видом деятельности, и таким образом улучшить как внутренние процессы, так и запустить новые внешние источники прибыли.

2. Давление бюрократии и бумажная волокита

У страха глаза велики, а страх перед постоянным согласованием каждого шага с несколькими отделами, тысячью бумаг и, иногда, договорами о неразглашении увеличивается в геометрической прогрессии, и у свободолюбивого, легкого и подвижного стартапа волосы встают дыбом от предстоящей работы со стабильной, жесткой и «грозной» корпорацией. Некоторые стартапы, не выдержав давления, просто сдаются и отказываются от сотрудничества.

Решение для стартапов: просто будьте готовы к этому. Поймите, что структура корпорации более стабильна и консервативна, чем устройство стартапа; корпорация не хочет потерять лицо и несет ответственность перед огромным количеством клиентов и сотрудников, поэтому длительные процессы и подписание десятка бумаг – это необходимость, а не прихоть.

Решение для корпораций: не старайтесь «завалить» стартапы, предоставляйте им больше свободы для творчества и расширяйте пространство для действий, это и вам облегчит работу.

3. Нереалистичные сроки и завышенные KPI

На этапе питчингов, когда стартапу важно заинтересовать корпорации и инвесторов, многие дают невозможные прогнозы работы проекта. Отчасти это случается из-за того, что сам стартапер плохо представляет, как и когда его детище даст конкретные измеримые результаты. 

Так или иначе, здесь есть 2 варианта развития событий: 

  1. Компания инвестирует в эту идею, запускается процесс внедрения, в ходе которого возникают технологические сложности и непредвиденные расходы, сроки затягиваются и в итоге внедрение заканчивается, так и не успев начаться.
  2. Компания изначально понимает, что сроки занижены, а показатели завышены и отказывает проекту в инвестициях. Стартапер продолжает «хождения по мукам», пока сам не разочаруется в своем проекте, либо (что является верной реакцией, но бывает крайне редко) адекватно оценит возможности проекта и трансформирует его.

Решение для стартапов и корпораций: изначально трезво оценивать идею и, какой бы привлекательной она ни была, как бы ни манила возможностью получить миллионы уже на утро после запуска, нужно грамотно устанавливать критерии эффективности и сроки реализации.

4. Разница в бизнес-моделях и корпоративных культурах

Корпоративная бизнес-модель строится на длительном планировании и разработке крупномасштабных проектов. Бизнес-модель стартапа, в свою очередь, очень гибкая и легко трансформируемая, она подразумевает постоянные тесты гипотез и краткосрочное планирование. 

К тому же, в силу разных причин, далеко не у всех корпораций развита инновационная культура, что отражается в непонимании сотрудниками необходимости инноваций и, соответственно, отказе сотрудничать с проектами, требующими изменения существующей системы.

Решение для корпораций: для начала создайте отдел по работе с инновациями, включите туда инициативных и креативных сотрудников, которые действительно понимают важность нововведений, а не просто отдают дань моде. Со временем разработайте более гибкую бизнес-модель и сформируйте инновационную культуру во всей корпорации, – это, во-первых, позволит вам самим легче реагировать на вызовы современности, а, во-вторых, вы будете быстрее запускать пилоты и тестировать гипотезы.

5. Страх потерять права на интеллектуальную собственность

К сожалению, это большой тормоз, особенно для начинающих стартаперов. С этим также связана и проблема допуска будущего партнера к проекту: стартапы неохотно раскрывают свои разработки и не позволяют изучить продукт из-за опасений, что их технологию заимствуют и запустят проект без них, оставив у разбитого корыта.

Решение для стартапов: чтобы успокоить себя, внимательно читайте договор с корпорацией и обсуждайте моменты, которые вызывают у вас опасения. Для большей безопасности добавьте конкретные пункты, регламентирующие отношения в сфере интеллектуального права.

Подводя итог, хочется отметить, что, несмотря на большое количество нестыковок и трудностей во взаимодействии, сотрудничество между стартапом и крупной организацией – это не миф, а реальность, которая может (и должна) быть выгодной для обеих сторон. Старайтесь избегать перечисленных выше проблем, и тогда сотрудничество станет для вас по-настоящему плодотворным.