Ни для кого не секрет, что не существует одной формулы успешного развития для всех, нет волшебного правила и универсального алгоритма внедрения инноваций, – каждый бизнес адаптирует инструменты под свой конкретный случай. Для того, чтобы помочь организациям проанализировать свои текущие инновационные проекты, подобрать инновационный подход и на основе этого предпринять конкретные действия, существует матрица инноваций, которая разделяет участников рынка на 4 основных типа.

В этой статье мы объясним, как интерпретировать и использовать матрицу для своего бизнеса.

Важно, что эта матрица не объясняет, зачем вам внедрять инновации, она создана для тех, кто уже решил, что оно того стоит, и ищет руководство по реализации.

Инновационная матрица состоит из квадрата, разделенного на четыре секции. Она имеет две оси: высокий и низкий уровень инвестиций в инновации по вертикали, и фокус на внешних или внутренних инновациях по горизонтальной оси. Это дает нам 4 типа новаторов: охотники, строители, исследователи и экспериментаторы.

Давайте поговорим про каждый из них более подробно. 

Охотник: структурно ищет внешние возможности

Охотник – это архетип, расположенный в левом верхнем углу. Отличительной чертой охотников является высокий уровень инвестиций в инновации с фокусом на внешние источники. Часто организации данного типа уделяют большое внимание сотрудничеству со стартапами, поглощению, а также созданию и финансированию новых предприятий корпорациями.

Известным примером данного архетипа является Google – инновационная компания, которая вкладывает значительные средства в новые технологии и бизнес-модели. Интересно, что  инновации внедряются не только внутри компании, но и за счёт поглощений. За последние несколько лет Google потратила миллиарды долларов на покупку и внедрение различных стартапов. Другим показательным примером является азиатская технологическая компания Tencent.

В общем, охотники вкладывают значительные средства в инновации, но реализуют их, поглощая внешний опыт и продукты.

Строитель: создаёт устойчивые внутренние возможности

Архетип строителя находится в правом верхнем углу квадрата. Этот тип новаторов вкладывает большие инвестиции в инновации, но в основном внедряет их внутри компании. Это означает, что строители инвестируют значительные ресурсы в преобразование своей организации и создание высоко инновационных отделов и даже внутренних отделений.

Apple – яркий пример строителя. Компания обладает внушительным объёмом новых продуктов, но продолжает повышать планку для новых технологий. Однако, в отличие от Google, она больше сосредоточена на создании внутреннего потенциала для разработки новых продуктов, а не на поглощении внешнего опыта. К этой категории можно отнести и компанию General Electric, которая, создавая внутренние возможности, имеет аналогичную схему внедрения инноваций.

В целом, строители вкладывают значительные средства в инновации, но сосредотачивают свои ресурсы и время на создании этого потенциала внутри компании.

Исследователь: находит внешние связи

Исследователь – это охотник с невысокими инвестициями.  Данный архетип находится в левом нижнем углу квадрата. Как и охотник, он также ищет новые возможности за пределами своей организации. Однако эти возможности находятся на стадии экспериментов и не вовлекают всю компанию для внедрения инноваций. Исследователем может быть большая корпорация, которая внедряет инновации, проводя хакатоны или заключая первые контакты со стартапами или партнерами.

Как правило, исследователи – это организации, которые видят необходимость в поиске новых возможностей для своего бизнеса, но пока не готовы пойти ва-банк. Они также видят, что им не хватает внутреннего потенциала для инноваций, поэтому они в основном ищут вдохновение за стенами своей организации. 

Orange и Thomson Reuters являются примерами исследователей, они способствуют внедрению инноваций, ориентируясь на внешний фокус.

Экспериментатор: изучает внутренние возможности

Последний архетип – экспериментатор (в правом нижнем углу). Экспериментаторы придерживаются стратегии более небольших инвестиций с акцентом на внутренние инновации. Организации данного типа сосредотачивают свое внимание на внутренних действиях, таких как проведение тренингов по инновациям и организация бизнес дизайн-спринтов. 

Экспериментаторы, как правило, только начинают свой инновационный путь, но уже видят достаточное количество внутренних ресурсов организации для будущих проектов.

Spotify и Netflix являются примерами успешных глобальных игроков, которые в настоящее время находятся на этом этапе своего инновационного пути.

В целом, экспериментаторы вкладывают меньше средств в инновации, но направляют своё внимание вглубь организации, чтобы создать необходимый потенциал для инноваций.

Какой тип новатора подойдёт для вашей компании?

При определении вашего бизнеса на этой матрице очень важно понимать, что ни один из архетипов не является лучше или хуже других, это просто разные пути развития, каждый из которых имеет как плюсы, так и минусы.

Фокус на внешних инновациях

Ориентация на внешние инновации имеет много преимуществ: например, вы можете извлечь выгоду от того, что уже создали другие компании и стартапы. Однако для поглощения чужого опыта также требуется время и иногда данный способ может просто не оправдать ваших ожиданий.

Фокус на внутренних инновациях

Сосредоточиться на внутренних инновациях бывает труднее, особенно в краткосрочной перспективе, т.к. инновационный потенциал необходимо наращивать внутри компании. К тому же для создания отдела по инновациям мирового уровня потребуется много времени и вложений. Однако, как только вы это сделаете, то сможете создавать отличные и в большинстве случаев полностью интегрированные продукты.

Низкий уровень инвестирования в инновации

Небольшие инвестиции в инновации не являются чем-то негативным. Инновации могут потребовать большого количества энергии и вложений, поэтому сначала нужно потратить время на эксперименты и выработать хорошую базу, на которой могут развиваться дальнейшие действия: это позволит выявить наиболее эффективные инициативы и создать хорошее понимание методологии инноваций, прежде чем внедрять их.

Высокий уровень инвестирования в инновации

Увеличивать инвестиции в инновации следует только после того, как вы нарастили высокий инновационный потенциал. Большие объёмы инвестиций помогают структурировано наращивать инновационные возможности для всей организации, увеличивая масштабы инновационного роста.

Куда вам следует направиться?

Ваша позиция на матрице, конечно, может изменяться.

Обычно начинают с нижней части матрицы, а затем, когда компания готова наращивать свои инновационные инициативы, поднимаются наверх. Компании также могут перемещаться по горизонтали, чтобы найти баланс между внешними и внутренними действиями или даже переходить на другую сторону.

Существует 3 основные модели передвижения по матрице:

  1. От исследователя к охотнику

По этой схеме компании движутся вверх по левой стороне матрицы. Они переходят от простого поиска связей к осмысленному совместному созданию бизнес-решений с внешними участниками. Взаимодействие со стартапами может выступать в качестве движущей силы для увеличения инвестиций.

  1. От экспериментатора к строителю

Здесь компании, находясь на правой стороне матрицы, увеличивают объём инвестиций. Организации переходят от простого интереса к инновациям к трансформации своей внутренней деятельности. Они делают это, например, с помощью стандартизации инструментов, знаний и языка.

  1. От одностороннего подхода к балансу

В данной модели организации перемещаются из левой или правой стороны матрицы в середину. Экспериментируя, они замечают, что фокус только на внутренних или только на внешних инновациях не подходит для них, тогда они начинают уравновешивать свои действия и принимать меры, характерные для обеих сторон матрицы.

Как это реализуется на практике?

«Окей», – скажете вы, – «Но как перевести все это в действенные стратегии?»

Существует алгоритм  из 16 действий, которые соответствуют 4 архетипам. Так, после того, как вы выясните своё местонахождение в матрице и наметите дальнейший путь развития, воспользуйтесь матрицей инноваций, чтобы выбрать верную стратегию и успешно претворить ее в жизнь.

Бесплатно скачать полную версию матрицы можно здесь