Все хотят знать, как внедрять инновации и стать тем самым новатором, который просто взрывает рынки.

Многие компании ставят инновации в приоритет, но все равно не умеют работать с ними эффективно. Возможно, им просто не хватает «нужных» людей, прирожденных новаторов. Возможно, им не хватает бюджета. Так что они продолжают попытки, некоторые из них успешны, но основная масса нет. Почему? Действительно ли инновации настолько сложны? Есть ли секретная наука, которая доступна только некоторым людям, которые по счастливой случайности работают в самых успешных компаниях? В чем секрет успеха?

В чем разница между Apple, которая превратилась из производителя компьютеров в компанию, которая занимается производством телефонов, часов, телевизоров и т.д. и Kodak, компанией, которая когда-то доминировала в своей категории и теперь банкрот? Почему компании знают про инновации, осознают их важность и всей душой стремятся к ним, но так и не достигают успеха? Возникает вопрос: в чем разница между «знать это» и «знать, как?» В чем разница между знаниями и навыками? Как провести различие между знанием навыков, необходимых для внедрения инноваций, и фактическим успехом в инновациях?

Возьмем, к примеру, езду на велосипеде. Можно рассказать много теории о катании на велосипеде: поставьте ногу на переднюю педаль, чтобы начать движение, смотрите прямо перед собой, наклоняйтесь на повороте, держите руль, чтобы сохранить равновесие. Но просто зная эти факты, вы не поедете! Даже наоборот, уделяя пристальное внимание этим моментам, вы скорее потеряете равновесие. Вместо этого эти знания должны быть интегрированы в навык. Только тогда можно научиться кататься на велосипеде.

Но как только вы научитесь, произойдут две невероятные вещи. Во-первых, что удивительно, вы не сможет разучиться этому, вы уже точно не забудете, как это делать. Во-вторых, вам открываются новые горизонты. Вы можете объехать город или даже страну, вы можете заниматься спортом, вы можете с лёгкостью добраться до нужных мест, вы можете соревноваться! Так и с инновациями.

Ключ к инновациям

Так что же в действительности является ключом к инновациям? Как внедрить инновации на подкорку компании, чтобы без них уже было невозможно жить?

У большинства компаний есть список атрибутов для успешных инноваций: мозговой штурм, тактика быстрых потерь, дизайн-мышление, гибкость, модель lean startup, создание минимально жизнеспособного продукта, готовность к риску и т.д.  Но что может подтолкнуть компании реальным действиям? Как перейти от вечных списков необходимых навыков и инструментов к тому, чтобы стать компанией, в которой инновации происходят естественным образом?

Существует два принципа, которые могут помочь компаниям перейти от «театра инноваций» к фактическим инновациям.

Принцип №1: Требование стабильности убивает инновации

«Если вы хотите иметь хорошие идеи, у вас должно быть много идей», — Лайнус Полинг

Поймите, что стабильность и определенность – смертельный враг инноваций. В большинстве компаний часто можно услышать громкие заявления о запуске инновационной «инициативы». Однако под запуском подразумевается потребность в результатах X в течение периода Y. Руководители хотят с уверенностью сообщать об измеримых результатах, иначе все усилия будут признаны провальными. К сожалению, требование определенности заведомо приводит к поражению. Почему? Потому что таким способом легко можно спихнуть ответственность на инновационный отдел и дальше продолжать делать вид, что в компании развиваются инновации. 

Но вот в чем вопрос. Если компания настолько привержена инновациям, то почему вся инновационная деятельность ограничивается небольшой «инициативой»? Почему это не укоренилось в корпоративной культуре, где инновации должны происходить как нечто само собой разумеющееся? 

Конечно, вам потребуются дисциплина и ответственность. Но компании, которые занимаются инновационной деятельностью, не могут не делать этого. У них нет «инновационных инициатив». Они не требуют гарантии от инноваций ни по количеству, ни по качеству, ни по соответствию, ни по окупаемости инвестиций. Фактически, требование определенности и навязывание заранее определенной структуры инноваций вытесняет идеи и творчество. В инновационных организациях инновации являются неотъемлемой частью жизни, потому что они глубоко укоренились в культуре.

Принцип №2: Инновации – это открытие, а не создание

«В каждом каменном блоке есть статуя, и задача скульптора – открыть ее», — Микеланджело

Как и в езде на велосипеде, ключ к инновациям – это открытие. 

Символ, который так часто используется для обозначения инноваций, – это лампочка. Так, долгое время царит тьма. Затем внезапно, как будто загорается лампочка, в голову приходит идея, и все переходит от темноты к свету. Это как если бы вы были в темноте, осматривались вокруг, возможно, спотыкаясь, а затем внезапно из ниоткуда появляется лампочка, фактически освещающая что-то совершенно новое, о чем вы раньше не подозревали. Но, конечно, так бывает далеко не всегда.

Как новатор, вы видите много неопределенностей, но при этом и много возможностей, которые вы, возможно, не можете четко сформулировать, но вы их чувствуете. Вы знаете, что движетесь к месту назначения. 

Со временем вы убедитесь, что двигаетесь в верном направлении. И по мере вашего продвижения, возможности становятся все яснее и яснее. В конце концов, они становятся настолько очевидными, что вы задаетесь вопросом, как вы раньше не знали о них. Как и при езде на велосипеде, вы задаетесь вопросом: «Что в этом такого сложного?».
И этот процесс на самом деле не похож на волшебство. Фактически, это процесс, который со временем становится неотъемлемой частью того, как вы ведете бизнес, как функционирует ваша компания.

Конечно, компании хотят внедрять инновации. Они признают важность и необходимость инноваций для роста и развития. Но знать и делать – разные вещи, особенно в сфере инноваций. Успешные компании при работе с инновациями чаще опираются не на знания, а на опыт, чувство возможностей и даже интуицию.

«Допустить свободу и неопределенность в компании, чтобы обеспечить поток идей и свободную деятельность новаторов?» Да! Вы обнаружите, что ваша организация резко превратится в компанию, которая не может не вводить новшества. Ваши люди будут вдохновлены, а идеи будут течь свободно, что будет порождать новые открытия и точки роста. И, сами того не замечая, вы пополните ряды настоящих новаторов!