Реальность такова, что та система, в которой компании существовали многие десятилетия, уже не работает. Мир быстро развивается: постоянно разрабатываются новые технологии, внедряются подрывные решения, а стартапы бросают вызов (и ведь побеждают же!) многовековым крупным корпорациям. Эта новая парадигма требует иных навыков и мышления, умения выявлять возможности и реализовывать их. Сейчас компаниям нужно быть более организованными и открытыми к информации, чтобы успевать внедрять новые разработки, чтобы развиваться, а не деградировать. И для многих это сложная задача.

Почему? Потому что составить план и накидать инновационные идеи гораздо легче, чем добиться реального прогресса. Одна из проблем заключается в отсутствии понимания и поддержки со стороны коллектива компании. Люди настолько заняты своей работой и существующей бизнес-моделью, что у них не хватает времени на инновации. Конечно, многие компании говорят, что они инновационные или же подчёркивают важность инноваций, но, тем не менее, не могут превратить эти слова в действия в повседневной работе всех сотрудников.  Отсюда вытекают вопросы: «Как можно развернуть инновационную деятельность в устоявшейся структуре?», «Как можно изменить культуру компании?»

Одним из ответов на эти вопросы является наличие сильного новатора в компании. Человек, отвечающий за инновационную деятельность должен быть не просто энтузиастом и генератором идей, он должен, словно боксёр на ринге, иметь большую выносливость и настойчивость, чтобы каждый раз вставать после падения, чтобы не отчаяться и все-таки выиграть в схватке с «традиционной системой».

Но этим дело не ограничивается. Многие компании, у которых есть желание внедрять инновации, инициируют инновационную деятельность лишь в некоторых «участках» бизнеса. Не получив долгосрочных результатов, они разочаровываются в инновациях и бросают «это гиблое дело», так и не узнав, что все это время они занимались «театром инноваций» вместо того, чтобы применить структурный подход к разработке и внедрению новых технологий.

Если вы хотите добиться успеха в инновационной деятельности, то необходимо подходить к этому процессу со стратегической точки зрения. Речь идет не просто о реализации крутых проектов или создании стартапов или инкубаторов, здесь все гораздо серьёзнее.  Именно поэтому существует 8 основных принципов, соблюдение которых  поможет компаниям успешно вести инновационную деятельность.

Для начала нужно изменить свой подход к инновациям. Рассматривайте их как путешествие (или движение), как марафон, а не как спринт. Затем вам нужно будет проработать каждый из 8 принципов, чтобы внести устойчивые изменения в вашу организацию. Важно составить план с учетом имеющихся ресурсов, а затем постепенно выстраивать движение в сторону инноваций.

Итак, 8 принципов инноваций:

1. Процессы (инновационная стратегия, управление, инновационная методология, структура команды);
2. Люди (поиск нужных людей, обучение);
3. Проекты (методы lean start up, дизайн-спринты);
4. Проблемы (начните с реальных проблем);
5. Приоритеты (инновационный тезис, согласованный со стратегией);
6. Прогресс (измеряйте прогресс);
7. Партнерство (сотрудничество и внешние источники вдохновения/наблюдение за тенденциями и т.д.);
8. Места (создайте пространство для творчества).

Процессы и люди

Прочная основа для начала любого инновационного пути – это треугольник, состоящий из людей, процессов и проектов. Нужна чёткая структура и понятные процессы, а также подходящие люди с правильным мышлением и подходом. Однако невозможно сменить весь штат компании, поэтому многих (если не всех) сотрудников нужно будет обучать, и лучший способ сделать это – показать на практике. Для этого нужно запускать инновационные проекты. Основная ошибка состоит в том, что руководство хочет реализовывать лишь «избранные» более привлекательные проекты, но для успеха важно сосредоточиться на реальных проблемах клиентов и создавать решения под существующие запросы.

Сначала нужно будет потратить время и силы на создание структуры для инноваций, а именно: команды, методов управления процессами и инновациями, стратегии и т.д. 

Затем, создав видение того, куда вы хотите прийти, собирайте команду по инновациям. Здесь очень важно иметь не только внешних мотиваторов и приглашённых экспертов, но также и внутренних новаторов. Для того чтобы быстрее выявить их, задайте себе вопрос: «Кто те люди, которые действительно понимают/хотят понимать ваших клиентов? Кто из вашей компании хочет улучшать старое и пробовать новое?». Вам необходимо привлечь нужных людей в своей компании на разных уровнях и с разными функциями.

Проекты и проблемы

Лучший способ изучения инноваций – это их внедрение и реальная работа с ними. Начните с некоторых инновационных проектов и убедитесь, что вы сформировали подходящую команду, выработали верное направление и выбрали правильные методы. Мобилизуйте несколько небольших групп, чтобы опробовать некоторые инновационные инициативы. Главное – дайте этим командам время, чтобы они смогли научиться работать с инновациями и протестировать разные гипотезы.

Помните, что принципы управления инновационными проектами отличаются от привычных принципов управления бизнесом, поэтому изучите методы lean start up и дизайн-спринтов.

Возможно, что в начале пути вы будете ошибаться. Например, начнёте работать над проектами, которые больше нравятся руководству. Однако в случае с инновациями, нужно работать над тем, что нужно клиенту, а не руководству, поэтому держите это в голове всегда, когда рассматриваете тот или иной проект.

Приоритеты и прогресс

Недостаточно просто заниматься инновационными проектами, важно иметь правильную направленность и обеспечивать соответствие вашей инновационной деятельности общей стратегии компании. 

У вас может быть множество проектов, ни один из которых не будет соответствовать целям компании. Именно поэтому крайне важно расставлять приоритеты и сверять компас инновационной деятельности с общим направлением организации.

Также одной из частых ошибок является поверхностное измерение деятельности и результатов. 

На самом деле, далеко не все знают, как измерять прогресс, особенно в случае долгосрочных проектов. Для этого необходимо определить несколько ключевых показателей эффективности, которые вы будете отслеживать на протяжении развития проекта и, что очень важно, передавать их руководству. Только таким образов вы сможете добиться большего доверия (как со стороны руководителей, так и со стороны инвесторов), что будет способствовать большей поддержке в виде бюджета, ресурсов, разрешении каких-либо действий и т.д. Это, в свою очередь, ускорит вашу работу и приведет к еще большему прогрессу. Разумеется, прежде вам нужно определиться, какого именно прогресса вы хотите достичь, но он в любом случае должен быть связан с повышением уровня обслуживания ваших клиентов.

Партнерство

Партнерство – один из ключевых элементов любой инновационной деятельности. Вы просто не можете сделать это в одиночку. Чем раньше компания осознает, что ей нужно выходить за пределы своей культуры и искать разные типы партнерских отношений (со стартапами, с университетами, исследовательскими центрами и другими компаниями), тем скорее она достигнет реального прогресса. 

Ключевым моментом является то, что, найдя подходящих партнеров, можно ускорить процесс обучения своих сотрудников, попробовать более эффективные методы работы с инновациями и ускорить общий процесс трансформации.

Места

Данный пункт часто недооценивают, поскольку многие люди рассматривают его как часть «театра инноваций», но это не так. Создайте классный офис с большим количеством света, отличными стенами, на которые можно крепить ватманы для работы и купите необходимую канцелярию. Это не просто декорации, это ваше пространство для творчества и работы, которое должно заряжать и вдохновлять вас, а не наводить тоску, уныние и желание сбежать.

Для начала вы можете проводить рабочие сессии в коворкинг-пространствах или на территории других компаний-партнёров. Со временем вы сможете создать свой офис для работы над инновациями.

Место важно не столько для того, чтобы было, где встречаться, а чтобы транслировать всем своим видом и атмосферой, что эксперименты, обсуждения и даже неудачи – это не страшно, – тогда культура инноваций в вашей компании будет на высоком уровне. Конечно, для создания инновационной культуры мало классного офиса, здесь важно отношение к инновациям со стороны топ и мидл-менеджеров (которые тоже должны быть открыты к экспериментам), однако подходящее место – это уже хорошее начало.

Подводя итог

На пути к инновациям вам необходимо составить план в зависимости от уровня развития ваших текущих инноваций, имеющихся ресурсов и целей. 

Начните с тщательного анализа отправной точки и продвигайтесь шаг за шагом, постепенно прорабатывая 8 принципов инноваций. Такая работа будет способствовать постоянному прогрессу, который приведет вас к тому, что вы станете действительно инновационной и успешной компанией.