Вопросы о разных аспектах сотрудничества задают не только «маленькие» стартапы, но и «большие» корпорации.

В статье мы приводим ответы на основные вопросы, которые задают корпорации перед началом сотрудничества со стартапами.

Достаточно ли иметь инновационный центр, директора по цифровым технологиям или директора по инновациям?

Нет, этого мало, т.к. многие директоры по цифровым технологиям наделены представительными функциями, но мало влияют на основной бизнес, чтобы  внедрять новые технологии и бизнес-модели.

Является ли корпоративный венчурный фонд (VC) способом снижения риска?

Корпоративный венчурный фонд или корпоративное наставничество и коучинг для молодых предпринимателей – это хороший способ начать работу с стартапами путем взаимовыгодного обмена, что позволяет компании с традиционным укладом соприкоснуться с экосистемой стартапа. Тем не менее, не стоит забывать, что это лишь часть процесса создания нового продукта, а не единственный способ взаимодействия со стартапом.

Как правильно выбрать время для партнерства?

Если компания будет выжидать, пока у стартапа появится много рекомендаций и отзывов, она может опоздать и вяло плестись в хвосте инновационной деятельности. Создание конкурентного преимущества всегда имеет риск провала, но даже в случае неудачи корпорация узнает кое-что о том, что работает, а что нет конкретно в рамках своего бизнеса.

Каков наилучший путь к сотрудничеству?

Корпорации могут покупать стартовые продукты и поддерживать предпринимательскую экосистему через сеть «бизнес-ангелов», коворкинг и менторство, тем самым открывая новые ресурсы для развития.

Является ли покупка акций стартапа способом снижения риска и усиления контроля?

Это хороший способ сотрудничества и увеличения дохода, но сам по себе он может не вызвать достаточных реальных изменений, чтобы помочь корпорации справиться с вызовами быстроменяющегося рынка.

Что лучше: создать или купить?

Многим корпорациям лучше покупать, т.к. разработка занимает большое количество времени из-за того, что компании приходится использовать свои текущие возможности и процессы, которые призваны как раз поддерживать стабильность, а не способствовать изменениям. 

Какие ключевые показатели эффективности (KPI) для сотрудничества?

Ключевые показатели эффективности зависят от отрасли и могут представлять собой окупаемость, степень удовлетворения потребностей клиентов, увеличение доходов, экономию, стоимость жизненного цикла или новые конкурентные преимущества в основной сфере деятельности. Тем не менее, не стоит целиком и полностью опираться на стандартные KPI, дайте стартапу время, чтобы развиться.

Можно ли понять, какие стартапы/технологии оправдают ожидания?

Да, но для этого необходимо привлечь подходящих людей из экосистемы стартапа, которые обладают глубокими знаниями о технологиях, а также регулярно посещать технологические конференции. Так как рынков «качественных» идей и стартапов пока ещё не существует, важно иметь глубокое понимание отрасли и уметь грамотно оценивать потенциал.

Тем не менее, существуют ключевые вопросы для того, чтобы определить наиболее перспективные стартапы для сотрудничества:

1. Каковы выгоды и долгосрочные конкурентные преимущества этого сотрудничества?

2. Насколько это отличается от того, что можно создать самостоятельно внутри корпорации?

3. Какой интерес у стартапа в сотрудничестве?

4. Какую модель сотрудничества стоит применить?

5. Кто является внутренними стейкхолдерами, управляющими процессом?