Мы используем архетипы во многих сферах жизни, чтобы лучше понять кого-либо, определить характер, личность или бренд.

Архетип – это:

-оригинальный образец, с которого делаются копии;

-идеальный образец или пример, после которого создаются другие;

-модель, тип или прототип.

Когда мы говорим об инновациях, мы часто используем формулировки, предполагающие, что существует один единственный инновационный архетип. В сознании многих людей этот человек выглядит примерно как Стив Джобс, Илон Маск или кто-то подобный. Но это не всегда так, потому что в инновациях, как и в любой другой сфере несколько основных архетипов людей.

Много ли архетипов новаторов?

Теория и исследования в области психологии личности и творчества (обычно рассматриваемые как ключевой атрибут новатора) рассматривают каждого человека как уникальную личность. Если согласиться с этим утверждением, то об архетипах не может быть и речи. Однако если ссылаться на опыт работы с большим числом новаторов, то можно сказать, что кое-какие архетипы и общие черты всё-таки существуют.

Исследования показывают, что у некоторых людей непропорционально больше шансов придумывать новые и полезные идеи, и, независимо от их области знаний, должности и профессионального опыта, они, как правило, демонстрируют повторяющийся набор психологических характеристик и поведения.

Существует 13 основных архетипов. Вероятно, их намного больше, и скорее всего данная классификация со временем будет развиваться. 

Каков ваш инновационный архетип?

1. Генератор идей

Генераторы идей любят идеи (очевидно!) и не стесняются делиться ими. Им нужна структура для своих идей и возможность поделиться своими находками, иначе они быстро разочаруются и потеряют интерес.

Генераторов идей необходимо холить и лелеять. Идеи могут приходить ко всем, но истинные генераторы идей обычно смотрят более широко на сферы, в которые они вносят свои идеи, что позволяет им создавать действительно эффективные решения.

2. Помощник

В инновационной культуре нельзя обойтись без помощников, но их сложно распознать. Среди них могут быть те, кто обучает методам и процессам инноваций и те, кто снабжает других инструментами для создания новых идей. 

Руководителям следует поощрять этот архетип и предоставлять им подходящую платформу, чтобы они помогали другим.

3. Оппонент

Инновации – это отчасти искусство, отчасти наука. Чтобы уравновесить эти две составляющие, нужен оппонент. Он не препятствует инновациям, но является необходимым противовесом.

Важно различать неприятие риска и желание взвесить все «за» и «против». Оппонент хочет внедрить инновации, но также хочет убедиться, что они оптимизированы, нацелены на результат и являются лучшим решением проблемы.

4. Разработчик

Разработчик – это по сути новатор. Прирожденный приверженец инноваций, разработчик любит выходить за рамки концептуальных идей и стремится претворять полученные разработки в жизнь.

Разработчик не является руководителем проекта. Он спокойно относится к неудачам, уже привык к некоторому уровню хаоса, но несет ответственность за продвижение идей и обычно любит бросать вызов и менять существующий порядок.

5. Партнёр

Сами по себе идеи бесполезны, ведь инновации основаны на сотрудничестве и совместном использовании. Партнёры – это люди, которые любят участвовать, отстаивать и улучшать идеи других. Это члены команды, специалисты широкого профиля или сотрудники, которые участвуют в некоторых или во всех этапах инновационного процесса и помогают создавать и развивать идеи вместе с другими членами команды.

6. Дизайнер

Дизайнеры оперируют своими творческими навыками и продвигают инновации в методах дизайн-мышления. Дизайнеры стоят одной ногой в настоящем, а другой в будущем.

Дизайнеры помогают воплотить инновации в жизнь, создают контекст и форму и стремятся сделать инновации актуальными, полезными и применимыми.

7. Пользователь

Грубо говоря, это ваш клиент. Инновации всегда должны быть ориентированы на пользователя/клиента, они должны быть легко применимы и приняты тем, на кого направлены. 

Пользователи – ранние последователи, те, кто впервые использовал полученный продукт. Они принимают недостатки и дефекты, верят в гибкие и итеративные подходы и всегда ищут новый подрывной инструмент, платформу или услугу.

8. Исследователь

Исследователи привносят глубину и содержание в инновационный процесс. Они оценивают, развивают и улучшают создаваемые новые модели, связывая их с последними рыночными событиями и идеями. Они всегда ставят клиента в центр процесса.

Исследователи зачастую являются экспертами в конкретной области или имеют более широкую сеть для вовлечения нужных экспертов. Исследователи отслеживают тенденции, видят закономерности и могут находить смежные компоненты идей, выходящих за рамки первоначального намерения.

9. Итератор

Итераторы любят досконально прорабатывать проект, они всегда найдут промахи в  текущей версии или реализации идеи. Им нравится настраивать, тестировать, ковырять, ломать и восстанавливать. Так, Джеймс Дайсон создал более 5000 неудачных прототипов своего чрезвычайно успешного сейчас пылесоса. 

Итераторы нужны, чтобы обеспечить плавность процессов и успех проекта. Многие идеи были бы отправлены в мусорное ведро, если бы не итераторы.

10. Сторонник

Сторонники – это чемпионы в области инноваций. Это знатоки, которые ищут новые потенциальные идеи; они видят вещи, преимущества и возможности, которых не видят другие.

Сторонники часто проявляют предприимчивость и осознают преимущества изменений. Они подают пример, являются хорошими наставниками и имеют хорошие связи. Сторонники оказывают поддержку новым проектам, творчески мыслят и предпочитают автономию.

11. Посредник

Посредники обычно являются инкрементальными новаторами. Обычно они больше сосредоточены на улучшении и повышении эффективности в рамках существующих процессов и структур организации. Они не спорят и не бунтуют, т.к. они озабочены решением проблем, а не их поиском.

При сотрудничестве с другими архетипами инноваций посредник обеспечивает стабильность, порядок и непрерывность инновационного процесса, а также создаёт безопасную основу для более рискованных операций новатора.

12. Предприниматель

Предприниматели составляют противовес посредникам; это новаторы, которые не спрашивают разрешения, не ждут, пока что-то сломается, чтобы начать исправлять это. Они любят начинать новые дела и страстно верят в то, что они делают. Предприниматели достаточно амбициозны  и самоуверенны, они будут бороться изо всех сил за то, во что действительно верят, но быстро оставят то, что не зажигает их.

Предприниматели обычно видят проблемы раньше других и стремятся решить их, опираясь на собственный опыт. Они часто генерируют идеи, непосредственно наблюдая за тем, как люди взаимодействуют с продуктами и услугами, и они абсолютно уверены, что смогут улучшить существующие продукты/услуги.

13. Наблюдатель

И последний, но не менее важный архетип – наблюдатель. Самое интересное кроется в том, что мы все наблюдатели. Мы все читаем блоги, социальные сети, газеты, не комментируя это и никак не заявляя о себе. Наблюдатели играют решающую роль в инновационном процессе, но из-за пассивности их вклад в общее дело сложно оценить.

Наблюдатели часто бывают вдумчивыми, умными, созерцательными и любопытными. Читая, просматривая и оценивая материал, они открывают бесценную перспективу. Осознавая потенциальные изменения или актуальные проблемы, наблюдатели, как губка впитывают в себя всё происходящее, становясь более восприимчивыми к изменениям и потенциалу для улучшений в будущем.

 

Для успешной инновационной деятельности необходимо сочетание разных архетипов, но не стоит забывать, что и в одном человеке может присутствовать несколько разных категорий новаторов.

Подумайте, каков ваш инновационный архетип, какой тип преобладает в вашей компании, а кого вам недостаёт. Это даст вам кристально чистое понимание того, кто вам нужен, и куда дальше двигаться.