«Я думаю, что бережливость стимулирует инновации, как и другие ограничения. Один из единственных способов выбраться из тесной коробки — это изобрести выход», Джефф Безос

Превращение инноваций в реальность — это нечто большее, чем ориентация на последние технологические тенденции. Включение робототехники, искусственного интеллекта (ИИ), связи на основе данных и Интернета вещей в корпоративную стратегию не приведет к росту вашего бизнеса. А вот создание и управление способностью к постоянным, воспроизводимым инновациям может.

Инновации выходят за рамки влияния четвертой или даже пятой промышленной революции. Они превращают мир, в котором мы работаем, в мир без границ, без  традиционных бизнес-моделей или бизнес-стратегий и без методологий, к которым мы так привыкли.

Времена любых беспрецедентных перемен (и пандемия COVID-19 не исключение) выдвигают на первый план роль эффективного управления инновациями и заставляют задуматься о том, как мы представляем своё будущее.

Бережливость стимулирует инновации

Как точно подметил Джефф Безос, бережливость стимулирует инновации. Единственный способ выбраться из трудного положения — чаще всего — это изобрести выход. Внедрение инноваций в организации никогда не было легким делом и даже не давало твёрдых обещаний роста и успеха. Однако в быстро меняющемся VUCA-мире (V — нестабильность, U – неопределённость, C – сложность, A — неоднозначность) это становится необходимость для организаций.

Организации, которые не ведут эффективную инновационную деятельность, платят за это высокую цену. Бездействие может стоить очень дорого. Если инвестиции в инновационную деятельность невелики, то и отдача от них будет низкой. Если создание инновационного потенциала во времена непредсказуемых, порой пугающих перемен не является основным направлением деятельности, то ожидайте, что в следующий раз, когда разразится глобальный кризис, появится взрывной стартап или произойдет непредвиденное событие, вы будете отброшены в сторону. Ни одна глобальная трансформация, пусть и тяжелая, как COVID-19, не будет спрашивать, кто вы, каков ваш денежный поток, возраст вашей организации и социальный статус или респектабельность ваших лидеров. Она просто наносит удар. Безжалостно.

Итак, какие же тенденции в бизнесе и технологиях будут определять наш будущий мир, и как во всём это можно лучше управлять инновациями?

Инновационный менеджмент — это не про новые финтифлюшки, это про людей

Мы можем говорить о технологиях, блокчейне и кибервалютах, нейротехнологиях и генной инженерии или сосредоточить наши усилия на автомобилях без водителя и жизни на Марсе. Мир меняется с феноменальной скоростью. Уже миллионы потребителей совершают покупки онлайн и регулярно используют AR/VR-платформы для доступа к приложениям, контенту и данным. Но прогресс и облик будущего, как мы знаем, формируется не только технологиями — в основном все зависит от людей, и именно здесь наши подходы к управлению инновациями оказываются ужасающе недостаточными.

В гонке за новыми технологиями легко упустить из виду человеческий компонент успеха инноваций, и это может стать роковой ошибкой. По данным Всемирного экономического форума, эмоциональный интеллект, креативность и навыки управления людьми — 3 из 10 основных качеств, которыми должен обладать лидер в организации будущего. 

В связи с этим возникает вопрос, как вы решаете проблему развития навыков, чтобы подготовить свою организацию к лидерству в будущем, и как вы знакомите своих сотрудников с тем, что происходит в вашей отрасли, чтобы они могли думать об инновациях, которые будут актуальны и стратегически перспективны?

Речь идет о нетехнических инновациях, глобальных системах и экологической устойчивости

Недавние исследования Хубера и Хекера подтверждают мнение о фундаментальных аспектах важности нетехнологических инноваций, динамики инноваций и глобальных систем инноваций. Они также считают, что основными тенденциями, которые будут определять способы управления инновациями, являются управление инновациями для обеспечения экологической устойчивости и цифровые инновации.

Важность нетехнических инноваций

Мнение о том, что инновации относятся в основном к техническим изменениям или новым продуктам и производственным процессам, уже устарело. Мы знаем, что инновации также применимы к услугам, организационным структурам, административным процессам и управленческой практике компании. Однако именно последним, как мы видим, не уделяется достаточного внимания, стратегических намерений и ресурсов.

Для будущего инновационного менеджмента следующие вопросы, по мнению Хубера и Хекера, имеют первостепенное значение:

-Изучение движущих сил нетехнических инноваций;
-Определение взаимозависимостей между факторами и процессами, ведущими к  инновациям, и того, как они поддерживаются различными типами инноваций;
-Определение влияния организационных инноваций на результаты деятельности компании.

Динамика инноваций: инновации не являются самостоятельным видом деятельности

Инновации — это динамичное явление. Проекты не могут управляться или анализироваться изолированно, их необходимо рассматривать в контексте других видов деятельности и целей. Из этого вытекает, что для лучшей работы инноваций необходим системный подход. 

Необходимо также понимать взаимозависимость успеха инноваций с разработкой среды, которая поддерживает долгосрочное воздействие на инновационные показатели организации. В последнее время это включает в себя ускорение мышления о будущем и изменение модели местонахождения, которая может быть как дома, так и в офисе.

Глобальные системы инноваций: речь идет о внешних контактах

Внешняя среда имеет значение. Местная, региональная и национальная среда важна, но именно то, как мы взаимодействуем с глобальной средой, имеет наибольшее значение. Как напомнила нам пандемия COVID-19, мы все связаны друг с другом.

Глобальные сети и глобальные инновационные системы необходимы для роста и обучения, но то, как именно эффективно вовлекать, создавать и поддерживать глобальные сети, остается сегодня проблемой для организаций. Компании, которые правильно решат эту задачу, не только станут лидерами перемен, но и окажут наибольшее влияние на свою прибыль.

По мнению Хубера и Хекера, содействие созданию и поддержанию целевых международных сетей станет решающим фактором успешной инновационной деятельности как для отдельных компаний, так и для разработчиков инновационной политики в будущем.

Управление инновациями для обеспечения экологической устойчивости

Экологические проблемы, такие как изменение климата, загрязнение окружающей среды или нехватка воды, как ни странно, имеют привлекательный побочный эффект для бизнеса: они будут генерировать значительный спрос на новые продукты, услуги и другие виды инноваций, которые помогают решать эти проблемы. Эти проблемы поднимаются сейчас не только на государственном уровне, но и на уровне частного бизнеса, который начинает играть все большую роль в разработке инновационных решений, которые помогают их решать.

Это важно для конкурентоспособности компании не только из-за экологических вызовов и связанного с ними ужесточения экологических норм, но и из-за растущей прозрачности воздействия на окружающую среду и ожидаемого ответственного поведения в этом отношении. Этот аспект стал ещё более ярко выражен после COVID-19, когда возросло осознание разрушительного воздействия человека на окружающую среду.

Забота об окружающей среде — это не только правильный поступок, но и возможность помочь клиентам удовлетворить реальные потребности. Это сочетание, по мнению Хубера и Хекера, оставляет значительные возможности для создания финансово успешных бизнес-моделей.

Новый стандарт систем управления инновациями

Нельзя говорить об успешном управлении инновациями, не упоминая его в контексте взаимосвязанной системы, и в частности, не ссылаясь на работу ISO (Международной организации по стандартизации) над серией стандартов ISO 56000 по управлению инновациями.

Новые стандарты по управлению инновациями помогают организациям развивать потенциал в области инноваций. А понимание основных тенденций в сочетании с этим, помогут привести компании к реальному и стабильному успеху.