Инновации должны обеспечивать достижение бизнес-целей, но для их процветания необходимо правильное управление. 

Управление включает в себя ряд характеристик, которые заключаются в определении и контроле бизнес-стратегий, бюджетов, результатов и показателей. По статистике, управление инновациями имеет довольно низкий процент успеха, и многие компании на этом этапе сталкиваются с разными проблемами.

В данной статье мы рассмотрим, что такое управление инновациями, а также методы, которые помогут вам успешно управлять инновационной деятельностью.

Расходящиеся взгляды на управление инновациями в компании

Когда вы говорите «инновации», вы можете иметь в виду максимизацию ценности для бизнеса, когда вы говорите «управление», вы можете иметь в виду минимизацию риска. Инновации и управление кажутся противоположными элементами, поэтому существует разная степень понимания самого термина «управление инновациями», что порождает проблемы в этой области.

Кроме того, иногда стандарты управления могут зайти слишком далеко, и инновации могут стать заложниками управления, что делает невозможным их развитие и успех. Таким образом, контроль процессов, конечно, важен, но чрезмерно жесткие рамки или слишком строгие цели будут сдерживать инновационную деятельность. Если вы считаете, что управление сдерживает инновации, значит, вы понимаете или применяете его не совсем верно.

Новаторство – это образ мышления, который нуждается в управлении

Инновации делают продукты и услуги лучше, чем они есть сейчас. Следовательно, это требует четкого понимания того, что происходит в настоящее время как внутри компании, так и на рынке в целом. Чтобы стать новатором, нужно мыслить по-другому, нежели рядовой сотрудник, но чтобы придать форму новаторскому мышлению и существует управление. 

Для успешной инновационной деятельности управление должно включать не постоянный контроль сотрудников, а их вовлечение и мотивацию к инновационной деятельности. В компании должна быть своя модель управления, разработанная с учётом особенностей данной организации и ее сотрудников.

Управление – это тоже образ мышления, который необходимо развить. Продукты и процессы могут быть малоэффективными, если они не связаны с системой управления (например, GRC (Governance, Risk & Compliance)). Также стоит помнить, что «вовлечение», «мотивация» и «инновации» – это элементы необходимой каждой компании инновационной культуры, а управление инновациями формирует рамки регулирования самого процесса и возможных изменений. Управление должно лишь управлять изменениями, а не контролировать творческий потенциал.

Механизмы управления определяют траекторию движения идеи

Если инновации – это педаль, ускоряющая автомобиль, то управление инновациями – это рулевое колесо, позволяющее сохранять прямую линию или совершать поворот, не сбавляя скорость; фары для прогнозирования того, что ждет впереди (риск или возможность); датчик расхода топлива (денежные расходы), спидометр (метрики) и тормоз для замедления или продолжения пути (управление ресурсами) и т.д. 

Механизмы управления можно легко встроить в бизнес-процесс, поэтому управление инновациями должно осуществляться на всех этапах инновационной деятельности.

Управление инновациями – это не просто генерирование свежих идей, а скорее процессы, позволяющие использовать идеи для создания ценности. Когда есть инновационная задумка, механизмы управления показывают, как эта идея будет развиваться от начала и до конца. 

Управление облегчает, а не усложняет инновационную деятельность 

Во многих организациях большая часть управления является реактивной, т.е. управление включается, когда возникают проблемы. Мы же считаем, что главная задача управления – предотвращать риски.

Важно создать основу для управления инновациями. Речь идет не только о том, чтобы контролировать плановые процессы, но и о том, чтобы иметь механизм отслеживания и быстрого реагирования, если ситуация выходит из-под контроля. Почему? Потому что так вы сможете предпринять соответствующие действия в нужное время. 

Один из ключевых моментов заключается в том, что нужно позволить инновациям развиваться через эффективную дисциплину управления, но без излишнего усложнения этого процесса. В крупных организациях инновации часто сдерживаются, т.к. руководство боится потерять существующие позиции и рынки, но не найти новых. Здесь на помощь как раз приходит система управления инновациями, чтобы провести предварительный анализ рисков, который позволит избежать или минимизировать их. 

Инновации и управление – единое целое

Как чрезмерное, так и недостаточное управление может подавлять инновационную деятельность. 

Чтобы лучше разобраться, где вы находитесь, и куда вам следует идти, спросите у своих коллег: верят ли они, что управление необходимо для эффективной инновационной деятельности и что эти два понятия взаимозависимы? Или они считают, что управление несовместимо с инновациями и в конечном итоге приводит к краху компании? В каком контексте в вашей компании используется термин «инновация»? Является ли целью управления поддержка бюджета, безопасности, нормативных вопросов и т.д.?

Управление и инновации не сходятся только если они используются в разных контекстах, а если они согласованы и воспринимаются как единое целое, то эти два компонента дополняют друг друга и способствуют общему росту компании. Это крайне важно учитывать при разработке системы управления.

Помните, что управление – это не просто контроль существующих процессов, но и прогнозирование и анализ будущих, возможно даже непредвиденных, действий. Инновации нельзя отделить от конкретной бизнес-цели, и в широком контексте управление имеет решающее значение для инновационной деятельности.