Модель «3 горизонта роста» как первый этап создания инновационной стратегии

Модель 3 горизонтов помогает оценить текущие возможности и наметить перспективы дальнейшего роста.

В статье мы подробно рассмотрим принцип работы модели и результаты, которые можно получить, используя её.

Что такое модель «3 горизонтов роста»?

Модель 3 горизонтов – это основа стратегии роста, разработанная компанией McKinsey.

Люди часто путают её с концепцией инновационной стратегии, но это неверно. Модель «3 горизонтов» используется, чтобы определять или оспаривать стратегию роста, которая формирует инновационную стратегию. Инновационная стратегия, в свою очередь, может помочь смоделировать или оспорить стратегию роста.

Как использовать модель «3 горизонтов»?

Основное преимущество данной модели состоит в том, что она предоставляет простую для понимания и обсуждения схему различных видов роста.

Любой, кто когда-либо работал в крупной организации, знает, что у каждого члена команды свое видение будущего компании.

Модель «3 горизонтов» поможет вам управлять различными идеями, показывая вашей команде инновационный план в перспективе длительного времени, а также ожидаемые результаты, сроки окупаемости и размер прибыли.

Таким образом, модель данная концепция отлично подходит для управления инновационным портфелем и стратегией роста, поэтому вы можете использовать её для визуализации планов на будущее компании.

Что измеряет модель «3 горизонтов»?

Модель имеет ось времени и ось значения (иногда обозначается как прибыль). 3 горизонта – это 3 S-кривые, которые появляются одна за другой, представляя каждый инновационный проект на временном промежутке. Длительность каждого горизонта будет зависеть от того, находитесь вы в медленной или быстро развивающейся отрасли.

 

Что НЕ делает «3 горизонтов»?

Данная модель не учитывает тип внедряемых инноваций.

Если речь идёт о типах инноваций и заходе на новые рынки, то для этого больше подходит матрица «инновационных амбиций». Модель «3 горизонтов», в свою очередь, акцентирует внимание на самих возможностях будущего роста. Данные инструменты решают разные задачи, поэтому не стоит их путать.

Что такое инновации Горизонта 1?

Горизонт 1, как правило, включает краткосрочные проекты, дающие результаты в течение 1-3 лет. Конечно, сроки могут варьироваться. Например, технический, ориентированный на потребителя бизнес, может двигаться быстрее, и вы можете увидеть результаты в течение 6 месяцев. Однако обычно этот процесс занимает от 1 до 3 лет.

Часто проекты, попадающие под крышу Горизонта 1, оптимизируют то, что уже есть в организации.

Подумайте об усовершенствовании вашего существующего продукта, постепенно расширяя пользовательскую базу или улучшая внутренние процессы.

Что такое инновации Горизонта 2?

Инновации Горизонта 2 занимают немного больше времени, т.к. обычно они заимствуются у конкурентов и внедряются в условия вашего бизнеса.

Это может быть адаптацией технологии, процессов или структур, которые уже хорошо работают в других отраслях, к вашей собственной. А так как это процесс не быстрый, то и результаты проекта можно увидеть через 2-5 лет.

Что такое инновации Горизонта 3?

Горизонт 3 охватывает долгосрочные проекты, которые дают результаты через 5-12 лет. Обычно их ассоциируют с радикальными, подрывными или архитектурными инновациями, но в действительности же проводимые изменения и внедрения проектов могут продемонстрировать результаты только через много лет.

Отличным примером здесь является инновационный проект компании AMD. Несколько лет назад процессоры AMD Ryzen дебютировали, как более дешевые конкуренты, и с тех пор обогнали Intel по производительности продуктов. В 2019 году организация взяла на себя значительную долю потребительского рынка центральных процессоров компании Intel.Сейчас продукты AMD стоят гораздо больше, но, тем не менее, продажи всё ещё растут.

Важно отметить, что на самом деле можно проводить радикальные, подрывные или архитектурные инновации на Горизонте 1 или 2, а не только на Горизонте 3.

Какой результат даёт модель «3 горизонтов»?

Чтобы извлечь пользу от данной модели, необходимо понимать, какому горизонту подходит каждый проект в рамках вашей стратегии роста. Для этого ответьте на вопросы: «Сколько времени потребуется, чтобы увидеть результаты? Когда можно ожидать получения прибыли? Какова ожидаемая окупаемость инвестиций?»

Когда вы все спланировали, поделитесь своими прогнозами и аргументами с командой. Используйте модель «3 горизонтов», чтобы помочь коллегам понять ваши намерения и вовлечь всех ключевых игроков вашего бизнеса.

Если команда знает суть модели и понимает, почему долгосрочные инновации требуют длительного времени, то она с большей вероятностью поймёт, почему ваши проекты стоят инвестиций (и, конечно, риска). Именно поэтому крайне важно проводить внутреннее обучение, чтобы показывать разные подходы к созданию стратегии инноваций и дать возможность своим коллегам принять или оспорить ту или иную модель развития.

Подводя итог

Модель «3 горизонтов» является первой ступенью к формированию стратегии развития инноваций. В результате её использования вы получите обзор основных тенденций и драйверов рынка, набор проектов и направлений для развития с учетом тех горизонтов, к которым вы стремитесь, план инновационных возможностей и действий, а также понимание, какие проекты нужно внедрять уже сейчас, чтобы прийти к желаемому результату.