Организационные (корпоративные) знания – это не просто совокупность знаний и навыков всех сотрудников компании, а сочетание знаний, умений, способностей, идей и инноваций сотрудников, которые компания может превратить в прибыль. 

Организационные знания накапливаются путем получения новой информации сотрудниками компании, а также образуются из внешней среды. Обмены опытом и знаниями с деловыми партнёрами в дальнейшем способствует созданию инновационной среды, которая позволяет руководителям эффективно управлять своим бизнесом.

К сожалению, многие руководители относятся к этому поверхностно, воспринимая организационные знания как коллективный разум или как всю совокупность людей, находящихся в компании.

Однако важно рассматривать организационные знания и владение ими (а корпорация и является их владельцем) как фактор роста компании. Более того, следует четко разграничивать общедоступные знания и знания, которые принадлежат только данной корпорации. Ошибка в этой области может поставить под угрозу всю компанию, поэтому руководству быть более осмотрительными в этой области.

Организационные знания позволяют воспринимать компанию не как автоматический механизм или систему, а как живой организм, – это позволяет выявить скрытый потенциал и нереализованные возможности компании.

Существует 2 типа обмена знаний:

Внутренний обмен знаниями и опытом

При внутреннем обмене знаниями руководитель выступает в роли лидера и мотиватора своей компании, что способствует тому, что сотрудники более открыто делятся своими идеями и знаниями. Благодаря этому руководитель может разглядеть потенциальных новаторов внутри своей компании, лучше понять своих сотрудников и просто более грамотно выстроить их систему работы.

В результате руководители могут интегрировать полученные знания в работу компании для повышения ее  эффективности, а также для более быстрого реагирования на любые рыночные изменения.

Успешная интеграция знаний требует непрерывного процесса мониторинга и оценки внутренних методов управления знаниями, координации экспертов, обмена знаниями и анализа изменений требований к знаниям, чтобы поддерживать качество работы на высоком уровне. Интегрируя знания на всех уровнях компании, руководители могут оценить любые требуемые изменения и быстро предпринять соответствующие меры, что положительно скажется на эффективности работы компании в целом. Внедрение систематического подхода к управлению знаниями в масштабах компании также позволяет руководителям усилить мотивацию сотрудников, что способствует развитию инновационной культуры. 

Руководители также несут ответственность за сокращение знаний в организациях, когда этого требуют изменения в обстановке и новые вызовы. Сокращение знаний заключается в отказе от старых неэффективных моделей. Когда они перестают работать, следует отставить их и разработать новые модели и стратегии (за счёт как раз накопленных знаний).

Внешний обмен знаниями и опытом

На данном уровне знания распространяются между организациями посредством внутренних и международных наград, таких как, например, премия Малкольма Болдриджа в США и премия Деминга в Японии. Однако исследования показывают, что у компаний могут отсутствовать необходимые возможности для доступа к этим знаниям и их развитию или они отказываются взаимодействовать с другими компаниями из-за недоверия к самому процессу обмена знаниями. 

Тем не менее, налаживание контактов с деловыми партнерами является ключевым видом деятельности для компаний по расширению обмена знаниями, но при этом возможная награда не должна быть стимулом этого взаимодействия. Стимул – это ваше развитие, а взаимодействие с другими компаниями – это как раз инструмент для этого.  Выстраивание контактов с внешними деловыми партнерами повысит производительность компании и позволит более эффективно разрабатывать планы развития и новые технологические решения.

В конце концов, обмен знаниями на глобальном уровне способствует более качественному обучению, что, в свою очередь, позволяет руководителям расширять возможности своих сотрудников. 

Таким образом, управление знаниями и обмен ими имеет ключевое значение для развития компании. Важно поддерживать обмен знаниями как во внутренней структуре компании, так и на международном уровне, — такой подход является основой для распространения знаний и последующего повышения эффективности работы компании.