Чтобы стать действительно инновационной, компании необходима особая культура и новое мышление на всех уровнях.

Важнейшая роль лидера в этом процессе — внедрять и продвигать прочную инновационную основу, которая постепенно станет частью обычной, повседневной деятельности.

Но чтобы достичь этого, придется пройти через сложный этап трансформации, который окажет значительное влияние на компанию. Для этого необходима талантливая инновационная команда — правильный синтез стратегов, технологов и коммуникаторов, — которая возглавит эти фундаментальные изменения и будет работать в центре «инновационной машины», внедрять новую культуру, вдохновлять команды и стимулировать инновации своим примером.

Обязанности команды

Цели и конкретные роли инновационной команды зависят от типа, размера и отрасли компании. Обычно компаниям нужна движущая сила изнутри — сплочённая команда для естественного распространения инновационного мышления, внедрения правильных технологий и лучших практик в области инноваций и дизайн-мышления, для обеспечения соответствия общей инновационной программы текущему бизнесу и для управления риском (внутреннего) нарушения работы «инновационной машины».

Эта специальная команда должна быть стратегической, тактической, гибкой и быстрой.

В зависимости от готовности компаний к инновациям, зоны ответственности инновационной команды могут включать следующее:

1. Определение стратегии и критериев успеха

Стратегия и «дорожная карта» на пути к желаемому результату имеют решающее значение. Команда по инновациям должна определить, что такое инновации в контексте вашей компании и как к ним прийти. Она должна определить этапы, метрики и критерии успеха на протяжении всего пути инновационных преобразований.

Чтобы правильно определить стратегию инноваций, команда должна понимать текущее состояние вашей компании, проблем и возможностей бизнеса. Команда должна уметь улавливать и интерпретировать информацию о рынке и конкурентах, тенденциях и прогнозах. 

2. Обеспечение инновационной структуры

Инновационная команда должна определить и предоставить необходимые технологии для облегчения повседневной инновационной деятельности, а также для ускорения внедрения инновационной культуры. Например, команда должна выбрать, адаптировать и предоставить инструменты для создания идей и мозговых штурмов, платформы для создания программ и идейных задач, таких как хакатоны, конвейеры обработки идей, приложения для обмена информацией и т.д.

3. Создание примера для других

Инновации — это захватывающая и вдохновляющая тема, но если не приводить конкретные примеры применения инноваций — в идеале через истории успеха — их сила быстро сойдёт на нет.

Инновационная команда должна состоять из креативных сотрудников, инженеров, технологов, и других, а чтобы демонстрировать реальные инновации, команда должна чётко связать теоретические, абстрактные понятия инноваций с коммерческим контекстом вашей компании, она должна продемонстрировать, как инновации могут быстро принести коммерческую пользу. Это лучший способ вдохновить людей и обеспечить высокий уровень вовлеченности в общую инновационную инициативу.

4. Общение, вдохновение, распространение

Коммуникация в данном контексте имеет решающее значение: независимо от того, насколько инновационной является ваша команда или насколько эффективна инновационная структура, если коммуникация не эффективна, инновационная инициатива находится под угрозой. 

Правильная коммуникация — это способ распространить идею инноваций и вдохновить людей присоединиться к новому образу работы, доказать, что инновации создают ценность для компании, сотрудников, клиентов и, возможно, для общества, распространить идеи и изменить то, как задумываются, проектируются и создаются продукты.

5. Измерение, оценка, корректура

Инновационная команда должна постоянно измерять и оценивать прогресс на каждом этапе программы инновационных преобразований. В случае обнаружения пробелов или «сюрпризов» команда должна быстро пересмотреть гипотезы, задействованные модели и процессы и оперативно принять новое решение, чтобы обеспечить соответствие общему стратегическому плану инноваций.

6. Устранение сбоев

Команда по инновациям должна предотвратить ситуацию, когда KPI компании подвергаются риску из-за агрессивных, слишком амбициозных инновационных программ. Команда должна справиться с этим и при этом быстро и эффективно определить реальные возможности для бизнеса. Она должна уметь грамотно расставлять приоритеты и общаться гибко и эффективно.

Синтез команды

Синтез команды в значительной степени зависит от отрасли, сферы компетенции и размера корпорации. Но в любом случае, инновационная команда должна быть многопрофильной, с правильным соотношением специалистов по стратегии, реализации и коммуникации. В идеальном случае команда будет иметь некоторые из следующих профилей.

Стратеги: важно иметь в команде людей со стратегическим мышлением для планирования пути инновационных преобразований. Поэтому нужны стратеги с большим опытом работы в инновационных программах и глубоким пониманием отрасли компании, конкурентов, динамики рынка и современного состояния дел в данной сфере.

Эксперты по продукции: они нужны для того, чтобы начать определять возможности, темы инноваций и фокусные области для инновационной программы, отслеживать конкуренцию и глобальное развитие, выявлять пробелы, пересечения и возможности, устанавливать связь с коммерческими аспектами бизнеса и просто мыслить как пользователи и быть голосом клиента.

Технологи: эксперты, сочетающие глубокие технические знания, передовой опыт и понимание архитектуры продукта, жизненного цикла разработки продукта и методологии инноваций. Они должны стимулировать такие инициативы, как переход на гибкую инженерную практику и современные методы разработки продуктов с упором на эксперименты и принятие решений на основе данных. В контексте программного обеспечения это могут быть старшие архитекторы или инженеры с большим опытом создания прототипов и/или гибкой разработки продуктов.

Руководители программ: члены топ-менеджмента, способные управлять программами, возглавлять многочисленные инициативы и управлять проектами для обеспечения инновационной трансформации.

Эксперты по интеллектуальной собственности: даже если вопрос интеллектуальной собственности не стоит во главе угла, рано или поздно о нем задумываются все. По мере того, как команды придумывают, сотрудничают и экспериментируют с идеями, они могут создавать новые, высокопотенциальные и патентоспособные решения, поэтому команде необходимы хорошие механизмы для выявления патентоспособности и потенциальных конкурентных преимуществ.

Истинные новаторы: конечная цель этой программы — превратить обычного сотрудника в истинного новатора, создающего ценность для клиентов и заинтересованных сторон с помощью новых идей. Лучший способ достичь этого – пример. 

Допустим, вам необходимо сформировать команду новаторов, которые будут подавать пример в плане менталитета, поведения, лучших практик и, что самое важное, в плане результатов. Ваша инновационная команда должна состоять из технологов — многопрофильной команды, способной быстро реализовать/создать прототипы, доказать концепцию, измерить успех и упаковать результаты. Помимо этого вам нужны творческие люди, увлеченные созданием новых решений сложных проблем, рисковые, самонастраивающиеся и амбициозные профессионалы, обладающие как технической, так и коммерческой хваткой.

Пропагандисты инноваций: для успешного внедрения инновационного мышления необходим продуманный и эффективный коммуникационный план для представления самой инновационной программы, конкретных мероприятий и, в первую очередь, историй успеха инноваций. Этому должны способствовать увлеченные и эффективные коммуникаторы — те, кто отвечает за распространение информации о прогрессе, достижениях  и историях успеха.

Эксперты по инновационным процессам — это специалисты по инновациям и разработке рамок, методологий и инструментов. Они обучают команды agile-инжинирингу, быстрому прототипированию, экспериментированию, дизайн-мышлению и связанным с ними методологиям и практикам. Они также управляют семинарами, сессиями и практическими аспектами повседневной инновационной деятельности.

Приглашенные новаторы: система должна быть гибкой и позволять сотрудникам, не входящим в основную инновационную команду, присоединяться к ней на определённый период времени. Это позволит максимизировать обмен информацией и опытом и обеспечит плавный переход к инновационному режиму работы. Это также отличный способ минимизировать риск изоляции инновационной команды от остальной части компании.

Структура инновационной команды должна быть гибкой и плоской: в ней должно быть три направления — стратегическое, практическое инновационное и коммуникационное — все они должны быть согласованы, но при этом чётко разделены между собой и иметь чётко определенные, независимые направления работы и программы.

Проблемы

Одним из основных рисков при создании отдельной инновационной команды является риск изоляции от остальной организации: инновационные команды обычно имеют преимущество в использовании новейших технологий и безопасной среды для экспериментов/разработок, без ограничений и проблем, связанных с производством и операциями.

Это может привести к ситуации, когда инновационная команда воспринимается остальной частью компании как обособленная структура, работающая в «песочнице», в то время как все остальные команды занимаются реальными бизнес-проблемами и задачами. Именно поэтому при создании такой команды очень важны эффективные коммуникации, постоянный обмен информацией и инновации на собственном примере.

Другим серьезным риском является нарушение повседневной деятельности: вся система может легко стать малофункциональной, если сотрудники потеряют концентрацию, и команды будут отвлекаться.

Ещё одна возможная проблема состоит в том, что непрерывная работа над идеями может привести к возникновению шума и большому количеству предложений, которые невозможно эффективно обработать. Процессы разработки продукции также могут быть нарушены из-за хаотично возникающих предложений или недостаточно чётко сформулированных предложений. 

Именно поэтому инновационная команда должна обеспечить правильный баланс между инновациями и «обычным бизнесом», эффективно определяя реальные возможности для бизнеса и устанавливая правильный фокус.