Экосистемы идеально подходят для фокусирования на сложной задаче, которая привлекает несколько сторон, — так, над решением проблемы/задачи работает не один, а несколько человек, когда сил одного человека недостаточно, чтобы решить эту проблему и ему нужна среда для совместной работы.

Экосистемы – это сети взаимосвязанных отделов/организаций, сфокусированные вокруг одного координационного центра, компании или платформы. В них есть как генераторы идей (которые добавляют интеллектуальную ценность), так и участники со стороны пользователей (которые добавляют свой опыт и потребности), и все они хотят продвигать новую ценность за счет инноваций.

В любой экосистеме создание ценности происходит не только как восходящий процесс (производство), но и как нисходящий процесс (потребление). Именно благодаря комбинированию этих процессов можно более эффективно сохранить ценность продуктов.

Что важно учитывать при проектировании инновационной экосистемы?

Существует 5 основных факторов:
1) стейкхолдеры;
2) стратегия;
3) создание ценности;
4) тактика;
5) нетворк.

Давайте рассмотрим их более подробно.

1. Стейкхолдеры

Необходимо определить и критически оценить 5 аспектов:

Во-первых, будет ли стейкхолдеров интересовать этот проект? Будет ли он поддерживать их мотивацию и решимость продолжать движение к целям. Как они оценивают свой вклад в него и его ценность?

Во-вторых, партнеры, которые входят в эту экосистемную инициативу. Знакомы ли они друг с другом, работали ли они вместе раньше, хорошо ли понимают свои ожидания от этого партнерства?

В-третьих, технология, которая будет развернута: её способность фиксировать, передавать и предоставлять доступ к созданию знаний, чтобы собранная информация могла быть переведена и распространена среди стейкхолдеров.

В-четвертых, стейкхолдеры должны «объединяться в кластеры», то есть им нужны широкие возможности для обмена, обсуждения и формирования новых возможностей, поэтому среда кластеризации позволяет создать систему уважения и признания того, что каждая сторона может внести в проект.

В-пятых, любая экосистема и проект в ней должны быть очень гибкими и адаптивными. Они должны пересекать организационные границы, чтобы способствовать творческому процессу, а не избегать его.

2. Стратегия

Это часть, которая напрямую зависит от общей стратегии компании, поэтому здесь необходимо выяснить следующие пункты:

Во-первых, если отсутствует понимание конкурентного позиционирования и других вариантов разрабатываемой технологии, вы постоянно будете получать «стратегический дрейф», когда любая инновационная концепция оказывается в ловушке отличной идеи, которой нет в этой рыночной реальности.

Часто существенным препятствием на пути прогресса являются организационные и культурные различия даже внутри одной компании. Отсутствие согласованности создает одно из самых больших препятствий на пути к конечному успеху инноваций. Слишком большой компромисс или корректировка исходной главной идеи вызвана внутренними различиями, которые почти никогда не решаются должным образом.

Именно поэтому крайне важно понимать, знают ли друг друга люди, работающие над проектом, насколько им комфортно работать вместе и открыто делиться знаниями и опытом. Эта способность активно искать знания и делиться ими в экосистеме дает ей потенциал для великих идей.

Устранение критических факторов успеха (КФУ) дает высокую гибкость для исследования и расширения новых границ. КФУ являются неотъемлемой частью проекта и в основном существуют для отчётности и бухгалтерии, но если они занимают слишком много места в экосистеме, то постепенно начинают тормозить потенциал проектов.

Наконец, чрезвычайно сложно открыто и честно заявлять о препятствиях и ограничениях. Никому не нравится слышать негатив, но игнорирование этого является огромной ошибкой, т.к. это рано или поздно «всплывёт».

3. Создание ценности

Чтобы внести ясность в этот фактор, необходимо ответить на следующие вопросы:

-Насколько устойчивым является разрабатываемое решение?
-Предлагает ли оно последовательные решения, ориентированные на клиентов?
-Насколько важно то, что вы хотите создать?
-Какие существуют критерии оценки подходов, используемых для развития дизайн-мышления?
-В какие концепции и разработки стоит вкладывать силы, продвигает ли это вперед текущую работу?
-Насколько хорошо исследованы  возможные потребности и желания клиентов?
-Какими способами вы собираетесь поддерживать и сохранять инвестиции и интеллектуальный капитал?
-Есть ли у вас система, позволяющая выяснять потребности участников проекта?
-Как вы будете соотносить «работу для выполнения (jobs-to-be-done)» с «ожидаемым эффектом» в рамках проектов?
-Как будете подтверждать ценность идеи?
-Изучаете ли вы потребности восходящего потока (производства) и нисходящего потока (потребления)

4. Тактика

Это исследование и оценка стратегии, лидерства, ресурсов, культуры компании, системы управления проектами, ценностей, системы обмена знаниями, управления технологиями, управления человеческими ресурсами и мотивацией, и, наконец, способности создавать общий язык, необходимый для создания любой экосистемы.

5. Нетворк

Нетворк создается динамикой внутри инновационной экосистемы, а в основе любого нетворка должен лежать принцип взаимного обмена, доверия, здравого смысла и идентичности, — именно эти факторы создают большую часть нетворкинга. 

Подводя итог

Работая с этими пятью факторами, вы сможете создать любую инновационную экосистему.

Как бы парадоксально это ни звучало, но сейчас гораздо сложнее создавать новые инновации в одиночку. Уже прошли дни, когда инновацией занимался один отдел, сейчас успех любого проекта зависит напрямую от экосистемы, в которой он был создан.

Создание эффективных инновационных экосистем дает реальную динамику и более богатый потенциал для того, чтобы привнести в мир что-то действительно новое, что будет отличаться от привычных концепций, гораздо больше цениться и развиваться.

Создавать и развивать любую экосистему – это сложная работа, поскольку ее зависимые части должны всегда работать сообща. Именно поэтому стоит иметь перечисленные выше пять критериев как основу для создания любой экосистемы.