В настоящее время особенно важно, чтобы процесс разработки продукта был бережливым и эффективным. Поэтому полезно определить конкретную цель каждого этапа разработки продукта, — так легче поддерживать весь процесс структурированным и эффективным.

Процесс разработки продукта по методу lean можно разделить на 5 фаз: разработка идеи, проверка концепции, прототипирование, MVP и вывод продукта на рынок. Сложность и продолжительность каждой фазы зависит от конкретного продукта и не может быть оценена в общем виде.

Однако важно правильно расставить акценты, особенно на первых этапах. В противном случае вы рискуете вложить много времени и ресурсов в продукт, который может быть не востребован на рынке.

В данной статье мы расскажем о целях и наиболее важных этапах каждой фазы процесса разработки продукта.

Фаза 1: разработка идеи

Ключом к инновациям в области передовых технологий является ориентация на человека (клиента). На первом этапе это составляет основу работы, ведь никто не хочет создавать продукт, который не будет принят пользователями. Поэтому цель состоит в том, чтобы определить болевые точки и потребности потенциального клиента и на их основе начать разработку идеи продукта.

Один из лучших способов обеспечить ориентированность на пользователя — это дизайн-мышление. Это итеративный процесс решения проблем, который каждый может использовать для разработки инноваций.

Коротко о том, как работает дизайн-мышление:
1. Начните с сопереживания своему пользователю;
2. Определите цели ваших пользователей;
3. Начните генерировать идеи.

Убедитесь, что не упустили ничего важного. Возможно, вам потребуется время, чтобы понять своего пользователя и определить его цели, — оставайтесь на этом этапе до тех пор, пока вы действительно не выявите боль пользователя и не определите его взгляд на проблему. Как только вы пройдёте эти этапы, настанет время заняться творчеством и начать генерировать идеи. 

Фаза 2: проверка концепции

Вы же не хотите вкладывать средства в разработку продукта, не зная наверняка, является ли идея технически осуществимой? Поэтому на этом этапе важно ответить на простой вопрос: «Можно ли технически создать продукт на основе этой концепции?».

Таким образом, проверка концепции — это техническая проверка осуществимости идеи. Она помогает вам избежать ненужных инвестиций в разработку продукта.

Вот как лучше всего проводить проверку концепции:

  1. Определите наиболее важные болевые точки вашей целевой группы, собрав их в ходе интервью.
  2. Проведите мозговой штурм по идеям для решения болей вашей ЦА, а затем сузьте их  таким образом, чтобы они были осуществимы с учетом ваших возможностей и целей (стоимость, сроки, технологии, операции, конкуренция, ресурсы и т.д.).
  3. Определите наиболее важную техническую часть решения, разработайте технический расчет и протестируйте его. Но здесь важно избавиться от излишнего перфекционизма и не застревать на этом этапе дольше, чем требуется.
  4. Зафиксируйте полученные знания, отзывы и определите необходимые улучшения, которые нужно будет устранить во время будущих итераций.
  5. Соберите обратную связь по продукту и на ее основании сделайте необходимые корректировки.

На этом этапе разработки вы должны доказать, что ваша идея действительно нужна, придумать техническую концепцию для решения проблемы пользователя и разработать самое первое техническое решение. Примите во внимание ограничения, такие как бюджет, сроки, возможности и ресурсы. Однако не пытайтесь создать идеальное решение. Вместо этого сосредоточьтесь на конечной цели.

Фаза 3: создание прототипа

На третьем этапе процесса вы разрабатываете свой первый прототип. «Итерируй быстро или оставляй идею» — руководящий принцип этой фазы. Вы уже знаете, что ваш продукт технически осуществим. Теперь пришло время подумать о том, как можно создать реальный продукт. Именно этим вы и занимаетесь на этапе создания прототипа.

Прототип — это физическая демонстрация идеи вашего продукта. Это ранний образец вашего продукта, который вы используете для тестирования, оценки и сбора отзывов пользователей о практичности, дизайне и функциональности вашего продукта. Очень важно работать близко к клиенту и делать быстрые итерации. Это гарантирует, что в конечном итоге ваш продукт будет принят рынком.

Следующие четыре вопроса помогут вам сосредоточиться на том, что наиболее важно для этапа создания прототипа:

1. Для кого создается продукт?
2. Какие функции вы хотите протестировать?
3. Где будет использоваться продукт?
4. Как пользователи будут взаимодействовать с продуктом?

Фаза 4: минимально жизнеспособный продукт (MVP)

На основе полученного прототипа вы можете начать разработку MVP — минимально жизнеспособного продукта. MVP — это облегченная версия вашего конечного продукта. Он позволяет вам собрать максимальное количество отзывов о функциональных возможностях вашего продукта. На этом этапе вы стремитесь развить свой продукт до версии, которая наилучшим образом решает болевые точки ваших клиентов.

Основное различие между MVP и конечным продуктом заключается в том, что MVP фокусируется только на одной основной функции. Эта функция решает основную проблему вашего пользователя. Никаких причудливых дополнений, никаких излишеств. Вместо этого — одно четкое решение для одной четкой потребности пользователя.

Фаза 5: вывод продукта на рынок

Заключительная фаза разработки продукта — вывод продукта на рынок. Если вы ждали момента, чтобы дать волю своему перфекционизму, то этот этап — самое подходящее время. В зависимости от типа продукта, который вы разработали, этот этап может различаться по длительности, затратам и усилиям.

Цель этого этапа — определить окончательное качество и характеристики вашего продукта и интегрировать его с существующими продуктами или системами. На этом этапе также разрабатывается стратегия маркетинга и продаж и окончательно определяется структура ценообразования продукта.

Если вы прошли все 5 фаз, велика вероятность того, что вы разработали инновацию, которая наилучшим образом решает реальные проблемы. Теперь вы можете развернуть ее в широком масштабе. Таким образом, шаг за шагом вы создали инновацию, которая действительно имеет значение.