Мы уже писали о том, что современные инновации в Китае – это не работа по принципу «копировать – вставить», это действительно уникальные разработки, которые взрывают мировой рынок. 

Сейчас темпы внедрения инноваций по всему миру заметно ускорились, а инновационная культура постепенно распространяется в различных отраслях, включая даже университеты и ключевые департаменты правительства, и Китай в этом плане не является исключением. В Китае также существуют лидеры инноваций и, основываясь на том, что там происходит сейчас, можно сделать вывод, что в будущем Китай создаст еще бОльшее количество инноваций и разработок.

Например, генеральный директор BeiGene, – китайской биотехнологической компании, Джон Ойлер ясно выражает позицию китайских ученых компании: «Нет ничего невозможного. Не существует непреодолимых преград для воплощения идей в жизнь, и мы хотим, чтобы мир не переставал удивляться». 

Фактически, во многих отраслях, где традиционно доминируют Европа, Америка, Япония и Южная Корея, мы сейчас наблюдаем активное наступление китайцев. Например, Пекинский исследовательский институт геномики, – крупнейшая в мире компания по секвенированию генов, утверждает, что на это учреждение приходится около 50% мировых производственных мощностей. Кроме того, Пекинский исследовательский институт геномики также принимал участие в разработке некоторых из самых передовых моделей биологических вычислений в мире. 

Что касается информационных и коммуникационных технологий, то, например, Huawei представляет новейшие инновационные платформы для смартфонов, оснащенные микросхемами собственной разработки и программным обеспечением, и они уже активно покоряют сердца ценителей смартфонов со всего мира. А Xiaomi, производитель смартфонов, известный как «Китайское Яблоко», основанный в 2010 году, продает более 15 миллионов мобильных телефонов. Также Midea недавно объявила о выпуске высокоэффективного инверторного холодильного компрессора с частотой 1 Гц, который уже опередил всех конкурентов. 

Рассматривая Китай в качестве азиатского примера инноваций, мы уже говорили о том, что будущие лидеры инноваций должны иметь более глубокое понимание своих потребителей и интегрировать это в инновационную деятельность. В то же время важно сохранять местные таланты и развивать организационную культуру, позволяющую смело идти на риск, а также содействовать сотрудничеству внутри организации. Важность этого остается неизменной, но сегодня одних этих условий недостаточно, чтобы стать победителем на рынке. 

Эта статья, основанная на интервью десятков китайских компаний и исследованиях в этой области, указывает на три основных тенденции развития, которые повлияют на инновационную среду Китая ближайшие несколько лет: 

1. Китайские университеты будут играть все более важную роль в местной инновационной экосистеме;
2. Возрастет интерес и внимание к защите прав интеллектуальной собственности;
3. Появится новое поколение талантливых новаторов.  

Если мы не ошибаемся, эти силы ускорят реализацию инновационного потенциала, потому что то, смогут ли местные или глобальные компании активно использовать эти силы, будет ключом к успеху или неудаче. Для нас же эта информация важна потому, что Китай – это страна, с которой мы связаны не только общей границей и историей, но и общим рынком (если мы говорим о том, что Китай выходит на глобальный уровень). Кроме того, все процессы в мире взаимосвязаны, а значит, если эти процессы сейчас работают в Китае и приносят свои плоды, то мы тоже можем взять данную информацию «на вооружение», чтобы развивать культуру инноваций и в своей стране.

1. Университеты в качестве инновационных партнеров

Раньше реальность была такова, что университеты могли только выпускать специалистов, которые могли разрабатывать нестандартные и эффективные решения текущих проблем. Однако сейчас все меняется. Ведущие университеты Китая проводят набор лучших преподавателей по всему миру для преподавания ключевых дисциплин, чтобы создать инновационную среду. Например, для разработки курсов научных исследований по очистке сточных вод Университет Фудань пригласил из Сингапура ученого и исследователя с всемирно известной репутацией в этой области. 

По мере того как ВУЗы продолжают улучшать свое собственное качество, они постепенно становятся инновационными партнерами, которых отечественные и иностранные компании рассматривают в смежных областях. Это не новое явление, например, Intel уже давно сотрудничает с этими университетами, предоставляя исследовательские проекты и спонсируя форумы по технологиям, связанные с бизнесом компании. Единственное отличие состоит в том, что все больше и больше компаний рассматривают китайские университеты как аутсорсинговую платформу по инновациям и разработкам.

Так, исследования китайской компании по упаковке пищевых продуктов почти полностью проводятся в лаборатории местного университета. Пэн Пэйюань – вице-президент и руководитель Шанхайского научно-исследовательского центра LG открыто заявлял о масштабах совместных исследовательских проектов между компанией и ведущими лабораториями университетов Китая, а также о том, какой вклад профессоры университетов делают в развитие компании, помогая привлекать лучших исследователей и инженеров. 

Компания BeiGene также  активно сотрудничает с учеными из Института биологических наук в Китае, которые обнаружили рецепторы вируса гепатита В, что продвинуло вперед методы борьбы с этим вирусом. Исследователи из этих двух подразделений постоянно обмениваются идеями, в основном посредством различных официальных и неформальных встреч.

2. Защита интеллектуальной собственности становится основным элементом инновационной культуры

Правительство КНР активно защищает права интеллектуальной собственности. Так, например, создаются специальные департаменты и издаются указы о защите прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в провинции Цзянсу муниципальное правительство г. Сучжоу также создает местные подразделения, координирующие вопросы интеллектуальной собственности. 

Некоторые компании также начинают предпринимать самостоятельные меры по защите себя от «интеллектуальной кражи». Например, компания Huawei сформулировала ряд нормативных актов для предотвращения утечки прав интеллектуальной собственности. В настоящее время компания запрещает использование неутвержденных компьютеров, мобильных телефонов и других электронных устройств на своих заводах, а также ограничивает ввоз любых ноутбуков или смартфонов на завод из-за опасений, что эти устройства могут содержать конфиденциальную информацию. Кроме того, в здании, в котором Huawei проводит исследования, не только нет доступа к беспроводной сети, но и компьютеры закреплены на столе, а подключение к внешней сети отсутствует вообще.

Многие компании также запрещают использование портативных жестких дисков и USB-накопителей, поскольку они могут использоваться для электронной передачи данных. Кроме того, компания Haier начала отслеживать действия сотрудников на технологической платформе, включая электронную почту и просмотр веб-страниц.

Опыт Haier и Huawei показывает, что можно создать надежный механизм предотвращения кражи интеллектуальной собственности, не затрагивая корпоративную инновационную культуру. Культура фактически является одним из ключевых элементов внутренней работы по защите интеллектуальной собственности. 

Сейчас все больше и больше компаний пытаются сделать интеллектуальную собственность частью своих внутренних кодексов поведения и этики, иногда даже требуя ежегодных проверок и официальных процедур подписи сотрудников. Для транснациональных компаний это даже более выгодно: если сотрудники чувствуют, что их высоко ценят, потому что они являются частью глобальной организации, они не будут сливать секреты компании.

3. Воспитывается новое поколение талантливых новаторов

Многие крупные компании и корпорации в Китае (например,  Tencent) предпочитают приглашать на работу молодых талантливых выпускников колледжей и университетов, прежде чем они попадут под влияние менее инновационной китайской корпоративной культуры. Кроме того, что выпускники всегда обладают большой жаждой жизни и тягой к трансформации существующего порядка, компаниям выгодно их привлекать и потому, что их можно обучить «под себя».

Вместо заключения

Как мы уже говорили в прошлых статьях, инновационная модель Китая и формы корпоративных инноваций могут сильно отличаться от европейских и американских компаний. Китай более склонен напрямую перейти от инноваций и разработок (обычно на основе подтвержденных заказов клиентов) к производству и доставке. Обходя традиционный процесс западных инноваций: создание, тестирование, модификацию, разработку, производство, маркетинг и продажи, инновационный процесс в Китае значительно ускорен, поэтому новые проекты могут быть быстро запущены и масштабированы. 

У китайской модели, естественно, есть недостатки, такие как нарушение качества, чрезмерные отходы и проблемы с производительностью. Но основная суть нашей статьи не в том, чтобы перенять инновационную модель Китая, а в том, чтобы научиться у китайских новаторов, которые сейчас выходят на лидирующие позиции в мире, ключевым правилам, которые будут определять инновационную политику будущего. 

Компании, которые четко понимают последние тенденции в сфере инноваций, несомненно, станут победителями в будущем, способными выпускать технологические продукты, которые будут конкурировать с Европой, Америкой, Японией и Южной Кореей.