Внутренний инкубатор является катализатором по стимулированию инноваций и развитию конвейера успешных новых проектов. Он может стать той точкой, с которой начнёт формироваться инновационная культура в компании, может вселить в сотрудников уверенность, наладить утраченную коммуникацию между топ-менеджментом и линейными сотрудниками, но в то же самое время может стать серьезным разочарованием и обузой для компании.  

Давайте разбираться, какие возможности предоставляет внутренний инкубатор и как построить процесс его создания так, чтобы извлечь из этого максимальную пользу.

Конечно, для компаний с традиционным укладом, которые решили развернуть грандиозную инновационную деятельность, внутренний инкубатор станет настоящей «манной небесной», ведь:

-Это отличный способ активно вовлекать своих сотрудников в инновационный процесс и формировать культуру инноваций;
-Инкубаторы помогают компаниям осваивать новые рынки и стимулируют развитие новых ценностных предложений для текущих продуктов;
-Поощряется поиск новых исследований, что способствует коммерциализации своего опыта и разработок;
-Приобретенные знания могут помочь компаниям решать проблемы быстрее, более экономично и с меньшим риском;
-Инкубаторы помогают расширить стратегическую концепцию компании.

Однако понимания одних преимуществ недостаточно, необходимо грамотно выстроить программу внутреннего инкубатора, но тут, к сожалению, многие терпят поражение, что приводит к плохим результатам и, как итог, отказу от данного инструмента развития проектов.

Именно поэтому мы собрали алгоритм действий, который поможет сделать корпоративный инкубатор успешным.

Шаг 1: Установите четкую цель

Представьте свою конечную цель, и определите, почему ваша компания нуждается в инкубаторе: «Вы пытаетесь сохранить конкурентоспособность на быстро меняющемся рынке?», «Вы хотите изменить свою корпоративную культуру?», «Вы хотите создать новые каналы доходов?» и т.д.

Определив это, вы будете в самом начале иметь представление о тех задачах, в рамках которых будет работать инкубатор. 

Шаг 2: Определите направления развития

В самом начале важно понимать, в каких направлениях, отличных от основного бизнеса, компания хочет развиваться и куда она будет инвестировать. Компания не обязана инвестировать в каждую идею, с которой приходят ее сотрудники. А установление стратегических границ в начале поможет избежать ситуации, когда идеи, не относящиеся к выбранным стратегическим направлениям, рискуют стать “сиротами”, которых основной бизнес не захотел взять под крыло.

Шаг 3: Соберите команду

После того, как имеете представление, в каких направлениях вы ищите идеи, необходимо определить тип экспертных знаний, которые понадобятся для проектов. Например, есть ли у вас необходимая база знаний в рамках вашей компании? Если да, то будет ли ваше новое подразделение состоять только из внутренних сотрудников или вы привлечете внешних?

В зависимости от проекта и его специфики, вам может потребоваться привлечь сторонних экспертов. Если это так, вам, возможно, придется выбирать между созданием новой команды только с внешними экспертами, созданием смешанной команды или команды только из внутренних сотрудников.

Шаг 4: Сформулируйте критерии, по которым вы будете отбирать проекты в инкубатор 

Фокус на правильных критериях поможет принимать обоснованные решения при дальнейшей доработке идей в инкубаторе.

Вот лишь несколько примеров критериев, которые стоит учесть при отборе идей в инкубатор: проблема и решение потребности клиента, соответствие идеи стратегическим направлениям развития компании, анализ рынка и др.

Шаг 5: Правильно распределите ресурсы

В инкубаторе проектам будут необходимы ресурсы, которые не ограничиваются лишь инвестициями.

Решите, какие ресурсы будут задействованы, ответив на следующие вопросы:

-Какие отделы будут вовлечены (юридический, инженерный, IT, маркетинговый и др.)?
-Какие финансовые ресурсы вы можете направить на проектную деятельность?
-Будете ли вы привлекать внешние источники финансирования (например, краудфандинг, гранты, кредиты, венчурное финансирование и др.)?
-Могут ли проекты использовать офисные помещения и оборудование для работы над идеей?
-Нуждается ли программа инкубатора в дополнительных услугах (например, в консультации экспертов, трекеров)?
-Будете ли вы создавать какие-либо стратегические партнерства?

Имея четкое представление о том, какие ресурсы необходимы для создания и эффективной работы программы инкубатора, вы сможете быстрее прийти к поставленным в начале инкубатора целям.

Шаг 6: Сделайте программу инкубатора максимально прозрачной для ее участников

Убедитесь, что у вас есть детальные схемы, иллюстрирующие продолжительность инкубатора, дорожные карты, по которым будет двигаться проекта, а также расписаны основные этапы и результаты программы инкубатора.

Это поможет командам сосредоточиться на своих целях и избежать задержек там, где это возможно.

Шаг 7: Создавайте правильные стимулы для команд

Создание эффективной программы стимулирования является одним из решающих факторов успеха любого нового проекта, поэтому тщательно продумайте систему мотивации, которую вы будете использовать. Мотивация может быть как денежная в виде бонуса в середине и в конце инкубатора за результат или премия каждый месяц за лидерство проекта, так и переход на другую должность, повышение. Вариантов несколько – выберите тот, который будет соответствовать культуре вашей компании.

Шаг 8: Создайте систему fast-track

Созданная упрощенная система согласования поможет обойти долгие утверждения различных вопросов по проекту и ускорит его процесс реализации.

Помните, что какими бы блестящими не были бизнес-идеи, проект может быть отложен или даже закрыт, если отсутствует внутренняя поддержка и проекту постоянно приходится обивать пороги руководителей из разных отделов для согласования своих действий.

Шаг 9: Определите направления проектов

Инвестировать и развивать возможно не только идеи от сотрудников, но и также сотрудничать с внешними стартапами, например:

-Инвестировать в проекты, которые соответствуют целям вашего инкубатора на рынке;
-Покупать существующие стартапы, находящиеся в фокусе инкубатора;
-Отбирать стартапы на стадии идеи для быстрого запуска в рамках компании.

Шаг 10: Заранее продумайте шаги, по которым может пойти проект после инкубатора  

Решите, что произойдет, когда проект подтвердит гипотезу ценности и гипотезу роста и будет готов к масштабированию. Для этого учитывайте следующие факторы:

-Рассматриваете ли вы продажу проекта внешнему игроку на рынке?
-Планируете ли вы установить какие-либо партнерские отношения с проектом?
-Выделится ли проект в отдельную бизнес-единицу внутри компании или станет внешней по отношению к вашей корпорации?

Наличие долгосрочного плана и условий позволит сосредоточиться и работать над заранее установленными целями, увеличивая вероятность того, что идея вырастет в успешный бизнес.

При грамотном построении инкубатор станет одним из отличных инструментов для роста инноваций и тестирования подрывных идей, которые в ином случае могут быть отброшены из-за отсутствия условий для подачи и тестирования идей и корпоративных требований.

Но это не значит, что все эти шаги одинаково работают во всех компаниях. Каждая компания имеет свои особенности, поэтому нет стандартной программы инкубатора для всех компаний. Исходя из специфики отрасли, сотрудников, сложившейся культуры в компании программа будет меняться и адаптироваться.

Инкубатор – важный инструмент особенно для тех компаний, которые имеют устаревшую бизнес-модель, испытывают проблемы с конкуренцией из-за быстро меняющихся технологий и прихода новых игроков на рынок. Если вы узнали себя среди них, то возможно вам стоит подробнее рассмотреть инвестирование в свой собственный корпоративный инкубатор.