Хорошая бизнес-модель является основой устойчивого успеха бизнеса. Исследования показывают, что 90% бизнес-идей меняются несколько раз прежде, чем достигнут коммерческого успеха, а 2 из 3 новых продуктов/решений не оправдывают ожиданий клиентов. Большинство компаний терпят неудачу по нескольким причинам: от неспособности адаптироваться к изменениям в экосистеме, следования старым и неработающим бизнес-моделям до отсутствия инновационной структуры в целом. 

Именно поэтому в данной статье мы разберем 4 проблемы, с которыми часто компании сталкиваются при тестировании новых бизнес-моделей.

1. Создание правильной команды 

Создание инновационных команд — это интенсивная работа, которая подразумевает не только привлечение определенных людей, но также и изменение культуры. 

Первая задача заключается в том, чтобы посадить «нужных людей в автобус», как описывает Джим Коллинз в книге «От хорошего к великому». В повседневной практике руководители часто сталкиваются с проблемой поиска характеристик, которые не относятся к стандартным требованиям для сотрудников (пока что), таких как практический менталитет, отсутствие страха перед неудачей или открытость к новым методам работы. Эти три специфических свойства являются одними из ключевых при реализации идей новой бизнес-модели.

Согласно теории Джима Коллинза, после того, как лидеры набирают «нужных людей в автобус», они сталкиваются с трудностями при определении правильной роли для каждого члена команды, то есть «посадки нужных людей на нужные места». Проекты инноваций бизнес-моделей требуют различных характеристик мышления в зависимости от стадии своего развития. Команды должны развиваться или расти, основываясь на немногих имеющихся сведениях о требованиях, что часто приводит к высокой степени импровизации.

В конце концов,  неудачи могут быть и из-за внутренних разногласий между руководителями бизнес-подразделений. Это происходит, потому что руководители часто не знают, кто и в какой роли может быть полезен в компании для начала инновационного процесса.

2. Наличие правильного мышления не означает наличие правильных навыков

Как уже упоминалось, начало инициативы по созданию бизнес-модели подразумевает поиск команды с нетипичными для традиционного подхода характеристиками. И проблема-то не столько в этом, а сколько в том, чтобы найти команду с нужными навыками

Распространенной ошибкой является убеждение, что новые навыки означают, что традиционные и существующие уже не актуальны. Эта ошибка возникает потому, что перед запуском инициативы часто остаются открытыми 2 важных вопроса: «Как использовать существующие «традиционные» навыки?», «Как обеспечить поддержку инициативы со стороны опытных сотрудников?».

3. Интеграция инноваций в существующие процессы

Разработка инновационных бизнес-моделей влияет на все существующие процессы. Поскольку большинство компаний ориентируется на технологии, формирование инновации существующей бизнес-модели могут привести к отсутствию понимания и поддержки на высших уровнях организаций. 

А поскольку изменить процессы сложно, компаниям не хватает опыта и подходов для интеграции инноваций бизнес-моделей в существующие процессы разработки продуктов. В результате процессы внедряются без особого анализа их совместимости с уже действующими процессами. В основном, это приводит либо к низкому уровню успешности проектов, либо к торможению изменений, поскольку некоторые члены компании, от которых зависят изменения, часто предпочитают не менять существующий уклад вещей.

4. Исследования, основанные на предположениях

Разработка проектов, основываясь на одних лишь предположениях, часто не понимается и не принимается. 

Изучение новых идей бизнес-моделей не приносит краткосрочных прибыльных результатов. Поэтому руководители часто не видят смысла в спонсировании инициатив по исследованию. Когда менеджеры все же поддерживают такого рода инициативы, им приходится сталкиваться с традиционными подходами к управлению, укоренившимися в сознании других менеджеров. Это обычно приводит к несоответствию между руководителями и небольшими, но быстрыми и подвижными командами.

Вместо заключения

Инновации бизнес-моделей — это сложная задача. Компании и команды, участвующие в таких начинаниях, будут иметь дело с множеством неопределенностей, новыми навыками, которых у них нет, и внутренними/внешними препятствиями, с которыми они раньше не сталкивались. 

Ключ к тому, чтобы не тратить ресурсы и время на развитие нового бизнеса, — постоянное тестирование его наиболее важных аспектов. Вместо того чтобы разрабатывать окончательное решение, выводить его на рынок и надеяться, что клиенты его купят, очень важно получить отзывы первых клиентов и партнеров, чтобы улучшить бизнес-модель в процессе работы и убедиться в ее общем потенциале.