Внутреннее предпринимательство постепенно признается самым действенным решением растущей потребности корпораций в более эффективных инновациях. Как говорят в Массачусетском технологическом институте:

«Интрапренерство так же необходимо для будущего вашей компании, как плавание для акулы — если вы этого не сделаете, вы умрете» 

Если брать за основу принцип, что за хорошими идеями стоят великие люди (что на самом деле часто упускается из виду во многих подходах к корпоративным инновациям), то внутреннее предпринимательство также открывает целый ряд преимуществ в этой области. Именно поэтому устранение потенциальных препятствий для внутреннего предпринимательства имеет первостепенное значение не только для инновационных команд, но и для HR-отделов, юридических отделов и т.д. Эффективность интрапренерства может быть значительно выше, если эта возможность предоставлена организации в целом. 

Давайте начнем с некоторых основ построения программ внутреннего предпринимательства, которые заключают в себе 4 фактора успеха:

1. Благоприятная культура, которая дает предпринимателям «разрешение на игру» и «разрешение на реальную работу»

Это возможно при внедрении в компанию основных принципов предпринимательского поведения и мышления.

2. Наличие предпринимательских навыков в организации

Внутреннее предпринимательство – это в значительной степени набор навыков, которым можно эффективно обучить, однако большинство навыков необходимо развивать на основе реальных жизненных сценариев, а не только «на занятиях». Любая программа обучения внутреннего предпринимательства должна учитывать это. Например, можно использовать схему «90:10», где 90% времени проходят в реальной жизни и вкладываются в разработку проекта, а 10% времени выделяется только для обучения инструментам и методам, которые могут быть применены в «полевых» условиях.

3. Наличие критически важных ресурсов в нужное время (не только финансовых, но и экспертных)

Традиционные подходы к привлечению ресурсов несовместимы с внутренним предпринимательством, и именно здесь кроется разрыв в распределении ресурсов, который является ключевым структурным препятствием для внутреннего предпринимательства (об этом читайте ниже).

4. Чёткая структура действий без отсутствия давления и директив

Если учесть все 3 вышеперечисленные фактора, то у интрапренера будет ясная картина дальнейших действий. Однако важно, чтобы план не был чрезмерно директивным, но при этом вёл интрапренеров через ряд этапов к успешной реализации.

Вышеперечисленные факторы успеха часто идут вразрез со следующими 3 явлениями:

  1. Баланс между желанием внутреннего предпринимателя быть автономным и стремлением компании все контролировать. Особенно тот факт, что стремление к автономности стимулирует рост внутреннего предпринимательства, но слишком большая автономия может быть одним из ключевых препятствий для реализации проектов.
  2. Интрапренерство – это не только продажа и рассказывание историй, но и разработка продукта. 

У человека может быть лучшая в мире идея продукта, но без необходимых внутренних ресурсов он никогда не сможет её реализовать. Речь идет о таких ресурсах, как сила воли, умение спокойно анализировать сложную ситуацию, опыт и т.д. Эмоциональные вложения в проект важны для продвижения его внутри компании, однако исследования показывают, что слишком большие эмоциональные вложения могут привести к ухудшению психического здоровья при замедлении темпов развития и иногда могут привести к закрытию проекта. Таким образом, стремление к достижению цели является одновременно драйвером и тормозом работы внутреннего предпринимателя.

  1. Организация признаёт существенную потребность во внутренних инновациях и, с одной стороны, способствует этому, но с другой стороны, сами процессы в компании (бюрократические, организационные и т.д.) препятствуют инновациям.

Разрыв в распределении ресурсов

По опыту работы с корпорациями можно сказать, что критическим препятствием для внутреннего предпринимательства является не столько отсутствие культуры инноваций и интрапренества, сколько разрыв в распределении ресурсов.

Проблема с распределением ресурсов возникает из-за того, что изначально свободные и «самоуправляемые» проекты пытаются привлечь команду на той же основе. Например, если взять компанию в целом, то она нанимает сотрудников на недискреционной основе, а внутренний предприниматель не имеет такой возможности, потому что основная часть людей уже занята повседневной работой по существующим проектам, а привлекать новых людей не всегда получается.

Сочетание этой неспособности привлекать внешние ресурсы или получать их изнутри означает, что предприниматели и их проекты «застревают», в результате чего они не могут получить опыт, необходимый для дальнейшей разработки. Это приводит к довольно распространенному сценарию, когда, несмотря на получение финансирования, предприниматели изо всех сил пытаются потратить это финансирование на ресурсы, необходимые для разработки своих предложений. Это еще больше усугубляется распространенной ошибкой, когда финансирование воспринимается как конечная точка процесса, когда в большинстве случаев это только начало.

Неправильное восприятие «конечной точки» приводит к ложному сценарию многих внутренних предпринимателей, что, в конечном счете, может привести к провалу проекта.

Хорошая новость заключается в том, что разрыв в распределении ресурсов можно довольно легко устранить. Решение несколько нелогичное, но вполне рабочее – необходимо передать элементы программы внутреннего предпринимательства третьей стороне, которая сможет более гибко подходить к подбору ресурсов. 

Под этим подразумевается то, что третья сторона может объективно оценить основные потребности и привлечь краткосрочные ресурсы на субподрядной основе на основе коротких контрактов (то есть дней, а не недель) и в очень короткие сроки. Эти ресурсы могут быть подключены к команде внутренних предпринимателей тогда, когда это будет необходимо, что позволит им действовать более предприимчиво. Более того, часто бывает дешевле привлечь команду таким образом, чем нанять напрямую.

Решение проблемы распределения ресурсов открывает внутреннее предпринимательство и все преимущества, которые оно приносит компании. Это, конечно, не единственное препятствие для интрапренерства, но после того, как функциональные блоки будут удалены, появится более четкий путь для культурных сдвигов, необходимых для того, чтобы внутреннее предпринимательство стало обычным делом.