Если вы работаете в сфере инноваций, то, вероятно, уже о «нестандартном мышлении» или о необходимости создавать «нестандартные инновации (outside the box innovations)».

Эта фраза стала одним из наиболее часто используемых клише. Однако, как и в случае со многими другими клише, на это есть серьёзные причины, пусть даже и сам термин может кому-либо не нравиться.

Хотя большинство эффективных инноваций нашего времени основаны на передовых технологиях и десятилетиях исследований и разработок, многие из них, вероятно, представляют собой новые, но удивительно простые подходы к решению известной проблемы. Они легко окупают вложения, ведь они максимально просты, а значит, на их разработку и внедрение не требуется больших инвестиций. Именно поэтому способность систематически создавать «нестандартные инновации» – невероятно ценный навык.

Разумеется, для этого нужна креативность, но даже если вы не самый креативный человек на планете, вы можете развить навык генерации нестандартных решений. Давайте копнем немного глубже и исследуем некоторые простые методы, которые вы можете использовать, чтобы повысить свою способность придумывать «нестандартные идеи», которые могут привести к прорывным инновациям.

Как рождаются нестандартные инновации?

Если вы когда-либо участвовали в воркшопе, вполне вероятно, что вы слышали, как организатор говорил участникам, что «плохих идей не бывает».

Однако это неправда. Есть масса плохих идей, и все мы когда-либо придумывали их. Есть идеи, которые просто не имеют смысла. Есть идеи, которые нереалистичны или слишком амбициозны. Есть идеи, которые недостаточно амбициозны.

Однако отличить плохую идею от хорошей не так-то просто. Тем не менее, это важно научиться делать, если вы стремитесь к большим, по-настоящему новым решениям.

Хорошая нестандартная идея решает реальную проблему, создавая то, чего не было раньше, о чем до этого никто не знал, и поэтому часто считается спорной или даже иррациональной. 

Чтобы разработать хорошую «нестандартную идею», необходимо проявить любопытство и посмотреть на проблему со стороны. Кроме того, важно также глубоко понимать проблему и контекст, в котором она находится.

Возвращаясь к воркшопам, следует сказать, что большинство из них приводят к поверхностному решению проблемы. Но если воркшопы не панацея от обычных или даже плохих идей, то как тогда прийти к той самой «нестандартной идее»?

Как создать нестандартные инновации?

Хотя процесс придумывания инновационных идей всегда требует некоторого творчества, это в той же мере является и определённой наукой.

В зависимости от того, к каким идеям вы стремитесь, процесс может отличаться, но его суть остаётся неизменной. Давайте рассмотрим его подробнее.

1. Мыслите по методу «первых принципов»

Первый и, возможно, самый важный пункт – это мышление, основанное на «первых принципах».

Суть метода «первых принципов» заключается в том, что сначала нужно разбить любую проблему или идею на мельчайшие, самые фундаментальные истины, которые действительно являются правдой, а затем, отойдя от общепринятых и традиционных методов, нужно подумать об этой идее как бы с чистого листа.

Хотя это звучит просто, но на самом деле такой процесс требует усилий и практики.

Чтобы применить данный метод к своей идее, задайте себе следующие вопросы:

1. Что мы абсолютно точно знаем, что это правда?
2. Что повсеместно считается истиной, но не обязательно является таковой?
3. Что могло бы быть возможным, но в настоящее время этого не делается по тем или иным причинам?
4. Кто-нибудь еще решил подобную проблему в другой отрасли или области?

Это поможет вам перейти от упрощенного «этого нельзя сделать» к «может быть мы сможем это сделать, но для этого нам потребуется…».

2. Примите ограничения

Одна из ключевых проблем нестандартного мышления заключается в том, что в реальной жизни всегда есть ограничения.

Вы живете в стране, в которой есть законы. У вашей компании наверняка есть бюджет. В вашей отрасли, скорее всего, есть правила и нормы. Вероятно, у вас есть личный и корпоративный кодекс поведения и этические стандарты. У ваших клиентов наверняка ограниченные средства для оплаты ваших продуктов и услуг.

Хотя эти факторы могут ограничивать ваши возможности, знание того, что они собой представляют, на самом деле может вам чрезвычайно помочь.

Для этого есть несколько основных причин:

-Ограничения помогают лучше понять проблему;

-Они заставляют вас быть более креативными;

-Их можно превратить в источник конкурентного преимущества.

Например, одно дело построить автомобиль, который просто может перемещаться из пункта «А» в пункт «Б» на четырех колесах, но совсем другое дело – построить автомобиль, который соответствует всем законам и постановлениям, связанным с безопасностью, выбросами и так далее, который действительно будет нравиться людям, и, при этом, он будет по цене, которую они могут себе позволить.

Без полного понимания контекста проблемы максимум, которого вы можете достичь – это уровень предположений и гипотез.

Ключевым моментом здесь является понимание разницы между жесткими и мягкими ограничениями. Так, законы – классический пример жестких ограничений. Скорее всего, вы не сможете их изменить, поэтому вам просто придется к ним адаптироваться. Однако даже законы не всегда являются жесткими ограничениями. Например, в разных странах действуют разные законы, поэтому, даже если закон не позволяет реализовать вашу инновацию,  вы можете продолжить работу над ней в другой стране.

Таким образом, большинство ограничений на самом деле являются мягкими. Вы всегда можете попытаться получить больше бюджета или найти способы решить ту же проблему более доступным способом.

Здесь снова в игру вступает мышление на основе первых принципов. Это помогает вам понять, с какими ограничениями вам просто нужно жить, а какие можно преодолеть или обойти, чтобы внедрить свои инновации. Более того, ограничения – это даже нужная среда для новаторов. Согласно последним исследованиям, новаторы обычно добиваются успеха благодаря ограничениям, а не вопреки им. При отсутствии возможностей или при слишком сильных ограничениях, всегда можно успокоить свой пыл и взять на реализацию более простую идею.

Как сказал в интервью соучредитель и генеральный директор Airbnb Брайан Чески, «ограничения создают творческий потенциал». По его словам, без ограничений, с которым сталкивается стартап, он, вероятно, не принял бы и половины тех креативных решений, которые легли в основу успеха Airbnb.

Более того, бывают ситуации, подобные нынешнему кризису, когда практически все сталкиваются с одними и теми же ограничениями. В такой обстановке ограничения могут даже стать источником конкурентного преимущества.

Например, если страна вводит более строгие законы по охране природы, это означает, что этот конкретный рынок, вероятно, будет иметь больший спрос на новые, более экологически чистые продукты и услуги, что, очевидно, открывает большие возможности для тех, кто сможет адаптироваться к изменению ситуации. 

Таким образом, любая ситуация может стать источником конкурентного преимущества перед теми, кто не может так быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.

3. Копайте глубже

Чтобы полностью понять контекст, в котором вы работаете, и связанные с ним ограничения, вам нужно копнуть глубже. Да, вам нужно разбираться в отрасли и технологиях, но, что еще более важно, вам нужно хорошо понимать проблему, которую вы хотите решить или помочь другим решить.

На практике это обычно означает выезд на места и наблюдение за тем, как ваши потенциальные клиенты в настоящее время пытаются решить ту же проблему или выполнить ту же работу.

Многие люди, особенно в крупных компаниях, склонны переоценивать количественные исследования. Когда у вас тысячи клиентов, очень легко и просто отправить им опрос и посмотреть, каковы результаты. Однако, хотя количественное исследование является полезным инструментом, особенно в дальнейшем, вам действительно нужно вначале сосредоточиться на качественном исследовании, поскольку оно позволяет вам получить более глубокое понимание проблемы и ваших потенциальных клиентов. 

Теория JTBD (Jobs to Be Done) здесь чрезвычайно полезный инструмент. Вместе с мышлением, основанным на «первых принципах», этот подход поможет вам понять, какую «работу» на самом деле хотят выполнить ваши клиенты, и сравнить ее с проблемами, с которыми они в настоящее время сталкиваются в процессе ее выполнения.

На практике хорошей отправной точкой для этого является правило «20 интервью». Идея состоит в том, что вам понадобится примерно 20 глубинных собеседований, чтобы по-настоящему понять проблему, которую вы пытаетесь решить, и сузить круг своих гипотез. При проведении этих собеседований сосредоточьтесь на том, чтобы выяснить первопричины проблем людей, а не на том, что ясно видно на поверхности. Техника «5 почему» – простой и эффективный способ сделать это.

4. Думайте масштабнее

Как сказал Астро Теллер, глава Google X, на самом легче быть в 10 раз лучше, чем быть на 10% лучше. Естественно, необходимо время и место для этих 10% улучшений, но если вы ищете нестандартные идеи, стремление к тому, чтобы стать лучше на 10% приведет вас только по ложному пути.

Это снова возвращает нас к теме ограничений. Если цель должна быть на 10% лучше, вы неизбежно будете делать то же самое, только с немного большими ресурсами, чем раньше, или с немного улучшенными процессами. Однако если вам нужно сделать что-либо в 10 раз лучше, вы не можете просто делать то же самое. Вы должны думать по-другому и найти новые способы решения проблемы, чтобы достичь этой цели.

Прекрасным примером данного подхода являются камеры для смартфонов. Раньше были лишь простые аппаратные улучшения, такие как ежегодное увеличение количества мегапикселей для улучшения качества изображения. Этот традиционный подход существовал с тех пор, пока не появились цифровые фотоаппараты. Современные телефоны с камерой используют программное обеспечение для улучшения качества изображения.  

Однако в последние несколько лет компании больше не могли вносить значимые улучшения с использованием того же подхода, не жертвуя при этом в других областях своих телефонов. Для дальнейшего развития нужен был новый подход к проблеме получения более качественных фотографий, поэтому придумали использовать программное обеспечение.

Теперь лучшие камеры – не те, у которых больше всего мегапикселей, а те, которые лучше всего используют программное обеспечение для обработки изображений камеры. Теперь можно делать фотографии на смартфон, которые по качеству не буду уступать профессиональным камерам (которые почти в 10 раз дороже, чем телефон), и это, очевидно, является огромным скачком по сравнению с тем, где камеры смартфонов были до этого сдвига пару лет назад.

Индустрия смартфонов – одна из самых конкурентных отраслей, в которой задействованы десятки огромных компаний. В большинстве других отраслей, вероятно, будет намного проще совершить такой скачок.

5. Постоянно ищите критику

Как говорит генеральный директор Tesla и SpaceX Илон Маск, одна из самых больших ошибок, которые делают люди, – это избегание или слабый поиск отрицательных отзывов и критики своих идей.

Легко просто спросить своих клиентов, друзей или коллег: «Что вы думаете об этом?», и когда вы это делаете, вы обычно просто слышите что-то вроде: «Ну, это классная идея, и мне очень понравилась эта часть…».

Все это хорошо для удовлетворения вашего эго, но на самом деле не помогает вам улучшить продукт, услугу или идею. Однако получить действительно конструктивный отзыв непросто. Когда люди знают, что вы что-то создали, они хотят быть вежливыми и не хотят обижать вас, критикуя это.

Тем не менее, критическая обратная связь имеет решающее значение для инноваций.

Чтобы получить такую ​​обратную связь, нужно активно ее просить. Поэтому вместо того, чтобы просто спрашивать общие отзывы, спросите конкретно, что не нравится пользователям или клиентам или что, по их мнению, можно улучшить.

Давайте посмотрим правде в глаза: ни одна идея не идеальна, когда она впервые приходит в голову. Для её доработки и усовершенствования требуется много работы и итераций, а конструктивная обратная связь и реальные наблюдения являются ключевыми элементами в достижении этого.

 6. Соедините все вышеперечисленное вместе

Надеемся, вы поняли, что придумывать нестандартные идеи и инновации – это не черная магия и не вопрос везения или удачи. Это навык, которому можно (и нужно!) научиться.

Ключевые факторы этих так называемых нестандартных инноваций обычно одинаковы. Мы описали схему, которую вы можете использовать, чтобы придумывать и совершенствовать подобные идеи.

Очевидно, это не означает, что вы всегда будете добиваться успеха или что это будет легко. К тому же, маловероятно, что у вас возникнут эти идеи на пустом месте. Вам нужно приложить немало усилий и стать ментально более гибкими и открытыми.

Вы также должны быть готовы повторно заявлять идеи на основе полученных знаний и «работы над ошибками», знать, когда настаивать, когда менять направление, а когда просто отказаться от идеи.

И помните, что на самом деле обычно лучше узнать коробку, в которой вы находитесь, чем просто попытаться «думать за ее пределами».