Здорово, когда все со всем соглашаются, не так ли? И да, и нет. Так или иначе, каждый из нас попадал в ловушку группового мышления (или стадного инстинкта, если попроще), чтобы избежать конфликта и способствовать гармонии в группе, будь то в школе или на работе. Групповое мышление имеет свои преимущества: все чувствуют себя комфортно, нет никакого риска напряженности среди участников. Это безопасно. Легко. Но, к сожалению, это также может убить творчество и инновации.

Креативность является ключевым компонентом роста бизнеса любых сфер, форм и масштабов. Никто не любит конфликты, но никто не любит и застоявшийся бизнес. Итак, как вы можете снизить степень группового мышления и сделать свою компанию безопасной средой для инноваций и творческого мышления?

1. Сделайте разнообразие приоритетом

У вас не может быть творческой, инновационной компании с людьми, у которых одинаковые цели, задачи и амбиции. Многие организации борются с разнообразием, но на самом деле это одно из лучших решений, которое можно принять, чтобы избежать группового мышления и содействовать инновациям. Разнообразие в этнической принадлежности, возрасте, поле и других факторах помогает каждому работать более конструктивно и продвигать творческие идеи.

2. Обеспечьте структуру

Наличие чёткого плана по предотвращению группового мышления и оценке идей может показаться излишним, но на самом деле это очень помогает вырабатывать и продвигать инновации. У вас будет структура совещаний, которая поможет не сбиться с пути. А обратная связь поможет вам понять, существуют ли в компании нестандартные решения или все мыслят одинаково.

3. Не препятствуйте дебатам

Вы не можете вносить изменения без дискуссий, а инновационное мышление неизбежно вызовет некоторый дискомфорт, который превращается в дискуссии. И это хорошо! Групповое мышление процветает, когда нет конфликтов, поэтому обсуждение новых идей обязательно рано или поздно должно вылиться в дискуссию. Модерируйте эти дебаты, чтобы они не выходили из-под контроля, но не закрывайте их, если в этом нет необходимости. Поощрение инакомыслия является одним из ключевых принципов предотвращения группового мышления.

4. Собирайте и используйте анонимные предложения

У вас есть ящик для предложений? Если он пылится в углу, то верните его к жизни! Регулярно просматривайте предложения и оглашайте их на собраниях. Если ваша команда увидит, что предложения на самом деле рассматриваются, им будет легче отправлять свои идеи и отзывы. Анонимная обратная связь часто предоставляет некоторые из самых честных и новаторских идей, поэтому не исключайте опросы и другие методы сбора предложений.

5. Попросите всех дать обратную связь (положительную и критическую)

Если вы позволите людям следовать привычному (групповому) порядку действий, вашей команде будет легко согласиться с любой идеей, выдвинутой их коллегами. Вместо этого постарайтесь, чтобы все записали хотя бы один положительный и один критический отзыв, чтобы была возможность доработать каждую идею. Таким образом, ваша команда должна будет критически взглянуть на проблему, а не просто соглашаться с тем, что говорят все остальные. Вы можете сделать так, чтобы члены команды представили свои мысли анонимно или чтобы каждый участвовал в непосредственном обсуждении.

6. Приведите «постороннего»

При борьбе с групповым мышлением важно формировать команду из разных людей. Однако со временем все склонны подстраиваться под общую систему, поэтому подумайте о привлечении «постороннего», чтобы более рационально оценить идеи. Этот человек может быть членом другой команды или сторонним консультантом, – не важно, ключом является привлечение кого-то, кто имеет свежий взгляд и не боится разногласия с общим мнением.

7. Сделайте шаг назад

Как к руководителю, к вам прислушиваются в каждом уголке офисе, в каждом пункте ваше мнение – закон. Однако вы правильно поступите, если на этапе мозгового штурма сделаете шаг назад и позволите своей команде самостоятельно развивать идею. Некоторые, привыкнув во всем соглашаться с вами, будут бояться проявлять собственное мнение, но будьте настойчивы: отдайте инициативу вашим сотрудникам и дождитесь появления креативных идей.

8. Выберите адвоката дьявола

Никто не хочет быть “плохим”,  но что, если на ваших собраниях всегда будет один “плохой”, причем случайным образом выбранный? Подумайте о том, чтобы перед каждой встречей члены вашей команды тянули жребий «кто сегодня будет адвокатом дьявола». Главная задача этого человека – рассматривать каждую идею с критической точки зрения, более того он не должен бояться обидеть кого-либо своими суждениями, ему нужно совершенно спокойно и хладнокровно «разносить» предлагаемые идеи.

9. Не позволяйте развиваться конфликтам

Важно поддерживать здоровое инакомыслие и, при этом, избегать любых серьезных конфликтов. Прежде чем завершить собрание, проработайте и закройте все горячие споры. Предотвращение истинных конфликтов на рабочем месте должно быть одним из ваших главных приоритетов, как руководителя. Творчество может вызвать эмоции, такие как зависть, дискомфорт и соперничество, поэтому следите за любой дискуссией, которая выходит из-под контроля, и работайте над ней после встречи.