Знание того, когда начинать проект, является ключевым фактором его успеха. И все же этот стратегический талант развили очень немногие компании. Если вы начнете проект слишком рано, высока вероятность того, что он не уложится в установленный срок (если вообще не потерпит неудачу сразу).

Примером такой ситуации является Google Glass, который был запущен 15 апреля 2013 года и прекращен в 2015 году. Через два года после выпуска Google Glass добились очень небольшого прогресса. Это привело к спорам о том, был ли это реальный готовый продукт или всего лишь прототип. Но, так или иначе, несмотря на смелые попытки продать его, продукт не принес ожидаемых результатов.

Успешным примером является создание iPhone. Впервые проект был предложен Стиву Джобсу в 2001 году. Ему понравилась эта идея, особенно возможность подрыва телекоммуникационного сектора, – одной из самых прибыльных и быстрорастущих отраслей в то время. Но, несмотря на привлекательные перспективы, он отказался сразу внедрять его.

Джобс ясно дал понять своей исполнительной команде, что фокус, энергия и ключевые ресурсы Apple должны быть направлены на их два стратегических приоритета: развитие iTunes и консолидацию iPod как нового устройства для прослушивания музыки. Он поручил нескольким инженерам продолжить изучение концепции смартфона, построить несколько прототипов и сотрудничать с другими игроками в сфере телекоммуникаций. И И только в 2004 году, через три года после первоначального предложения, был учрежден официальный проект. 

Как мы видим из этих двух примеров, решение о том, когда вкладывать ограниченные ресурсы вашей компании в проект, имеет важное значение. Тем не менее, в настоящее время не существует системы управления, которая могла бы помочь руководителям или отдельным лицам принять жизненно важное решение о том, когда настало подходящее время для внедрения.

Применение модели S-образной кривой для разработки проекта

Концепция S-образной кривой была первоначально популяризирована Э. М. Роджерсом, чтобы оценить, насколько быстро новые инновации будут проникать на рынок, приниматься и широко распространяться. Затем Уитни Джонсон использовала данную систему для моделирования индивидуального обучения и развития. 

S-образная кривая может помочь вам предугадать, когда настало подходящее время для запуска проекта, и затем смоделировать его прогресс.

Основание S-кривой – это фаза медленного, невысокого роста. Медленно – понятие относительное; в нашей среде быстрых инноваций и изменений никто не может позволить себе действовать слишком медленно. Но для компании, которая изучает идею и анализирует возможности, основание кривой представляет собой период исследования, когда выделяется относительно мало ресурсов. 

Цель этого этапа – выяснить, имеет идея потенциал или нет. На этом шаге вы должны ответить на 6 фундаментальных вопросов:

1. Был ли проект реализован раньше?

Важно определить, насколько это возможно, есть ли рынок для предлагаемого продукта или услуги. Для этого выясните, какую проблему целевых клиентов он решает и существует ли вообще необходимость в данном решении, иначе вы будете сражаться лицом к лицу с уже существующими конкурентами. 

Если продукт действительно нужен клиентам, то есть ли у вашей идеи отличительная черта, которая может дать ей конкурентное преимущество? Определите уникальную нишу, которую вы ожидаете заполнить на рынке. Чем новее идея, тем больше времени требуется на нижнем конце S-образной кривой для ее изучения, не запускайте проект сразу.

2. Является ли проект частью вашего основного бизнеса и будет ли он использовать ваши сильные стороны? Или вы будете заходить в совершенно новую зону/технологию/отрасль?

Чем дальше проект от основного бизнеса, тем больше времени вам нужно будет проводить на нижнем конце S-образной кривой. 

Также примите во внимание количество проектов, которые у вас уже есть за пределами вашего основного бизнеса. Слишком большое количество существующих проектов может подвергнуть риску не только новую разработку, но и всю компанию. Идеальное распределение проектов составляет 60% в основном бизнесе, 30% в смежной сфере и 10% в удаленных областях.

3. Можете ли вы четко определить масштаб и границы проекта? Вы знаете, как он будет выглядеть после завершения?

Сколько основных требований к проекту вы знаете (1–100%)? Если у вас менее 50% ясности в отношении того, что принесет проект, продолжайте изучать его до тех пор, пока не составите его полную картину. Традиционная теория управления проектами учит нас определять 100% требований в начале проекта, но на практике такое бывает редко. Стремитесь к тому, чтобы 80-90% требований были определены до перехода к стадии масштабирования.

4. Какова сумма инвестиционных затрат?

Определите, какие ресурсы потребуются: финансовые, человеческие, опыт, время руководства, а также где вы их возьмёте: внутри своей компании или извне. 

Помните, что зачастую проекты стоят больше, чем планировалось изначально. И это не только в финансовом отношении, – они также часто требуют больше ресурсов и времени. Поэтому перед запуском проекта важно уточнить, кто будет его спонсировать, а также выделить необходимые ресурсы. Все эти важные решения следует учитывать на нижнем конце S-образной кривой.

5. Есть ли у вас поддержка со стороны ключевых лидеров и организации в целом?

Отличные идеи и блестящие проекты проваливаются из-за отсутствия поддержки со стороны руководства и ключевых стейкхолдеров. На этапе изучения и анализа проекта необходимо объединить всю компанию вокруг идеи, чтобы повысить уровень жизнеспособности проекта. 

Получаете ли вы поддержку со стороны ключевых стейкхолдеров? Есть ли движение вокруг идеи внутри организации? Если есть поддержка руководства, то приложатся и другие необходимые ресурсы.

6. Каковы сроки и временные рамки проекта?

Проекты, которые откладываются, когда они должны идти вперед, вряд ли дадут удовлетворительные результаты. Установите график достижения необходимых контрольных показателей. Большинство проектных команд работаю лучше, когда большая задача поделена на несколько маленьких. Учитесь есть слона с умом. 

 

В конце концов, наступает момент, когда от идеи нужно переходить к активным действиям. Этот период обозначается изгибом S-образной кривой – этап для официального создания проекта. 

Необходимо собрать ресурсы, команду, сформулировать цели и установить временные рамки. Проект следует запускать после выявления и удовлетворения критических потребностей, а не раньше. Крутой спад S-образной кривой моделирует период взрывного роста. Когда проект запускается, он должен быть готов к работе, быстро поднимаясь по этой части кривой.

Все мы хотим создавать хорошо продуманные проекты, у которых больше шансов на успех. Нижний предел исследования S-образной кривой – это возможность определить жизнеспособность идеи, собрать кусочки головоломки, необходимые для её реализации, или определить, что это идея, время которой еще не пришло и, возможно, никогда не придет. Лучшее время для завершения проекта – до его начала. 

Таким образом, запуск проекта, готового к максимально быстрому и эффективному запуску и масштабированию, увеличивает шансы на успех и окупаемость вложенных в него ресурсов и средств.