Прорывные инновации – настолько широкое понятие, что не все понимают, что именно оно включает в себя, но, тем не менее, все хотят их внедрять.

В статье мы поможем вам разобраться, что же представляют из себя прорывные инновации, почему они важны, и как их создать.

Что такое прорывные инновации?

Некоторые используют данное понятие как синоним подрывных инноваций, тогда как другие называют это конкретным значительным технологическим прогрессом, который оказывает большое влияние на эффективность или стоимость продукта, услуги или процесса.

Однако практически все эти определения объединяет то, что прорывные инновации считаются чем-то, что коренным образом меняет динамику отрасли или рынка. 

Именно поэтому мы рассматриваем прорывные инновации скорее как общий термин, а не как конкретный тип инноваций. Исходя из нашего опыта, в большинстве случаев прорывные инновации – это не просто нововведение, это гораздо более глобальное изменение.

Конечно, обычно они основаны на более крупных радикальных или подрывных инновациях, но почти всегда должны сочетаться с рядом небольших, инкрементальных и поддерживающих инноваций, чтобы полностью реализовать свой потенциал и изменить целые рынки и отрасли.

Но об этом позже, давайте сначала попытаемся понять, почему они сейчас важнее, чем когда-либо.

Почему важны прорывные инновации?

В наш век прогресса появляется все больше и больше новых технологических «инновационных платформ», чем когда-либо прежде.

В сочетании с легким доступом к информации и капиталу, а также с нашим более глубоким пониманием новых бизнес-моделей и организаций, использующих технологии, созрела почва для прорывных инноваций, способных изменить большинство отраслей.

Таким образом, прорывные инновации, скорее всего, затронут большинство отраслей в ближайшие пару десятилетий, а когда дело доходит до инноваций, то нападение  – это лучшая защита.

Однако интересно здесь то, что, хотя, безусловно, были крупные игроки, которые первыми внедрили многие из технологий, упомянутых в таблице выше, огромная часть экономической ценности на самом деле происходит от совокупного эффекта этих больших подрывных инноваций, которые меняли конкретные отрасли и рынки. Другими словами, прорывных инноваций.

Итак, ключ к пониманию прорывных инноваций состоит в том, что это не просто нововведение. На самом деле это комбинация множества инноваций для решения конкретной задачи или возможности. Причина этого в том, что зачастую невозможно решить действительно значимую проблему без сочетания ряда новых идей или подходов.

И даже если это так, дополнительные инновации все равно помогут повысить конкурентное преимущество продукта.

Например, иметь технологическое преимущество, основанное на конкретной инновации, – это здорово, но если вы объедините это с новой бизнес-моделью и рядом технологических инноваций, вы можете достичь гораздо большего и более устойчивого конкурентного преимущества.

Примеры прорывных инноваций

Чтобы пролить больше света на то, как прорывные инновации выглядят на практике, давайте углубимся и рассмотрим несколько примеров.

Airbnb

Airbnb – классический пример прорывных инноваций. Проект стартовал с низкого сегмента рынка путешествий, просто сдавая в аренду надувные матрасы на ночь, и в конечном итоге поднялся до уровня рынка элитных отелей и превзошел все традиционные сети отелей.

Их система обслуживания не могла конкурировать с крупными гостиничными сетями с точки зрения удобств или многих других характеристик, к которым привыкли гости отелей, но они предложили возможность путешествовать по более доступной цене.

Однако эта подрывная инновация в основной бизнес-модели – только часть истории.

Помимо предоставления возможности свободно и недорого путешествовать, они также постепенно улучшили сервис обслуживания, превзойдя традиционных конкурентов.

Кроме того, поскольку сама концепция пребывания с совершенно незнакомым человеком многих пугает, им пришлось встроить множество новых механизмов для обеспечения доверия между сторонами.

Также, для правильного функционирования Airbnb требовалось большое количество гостей и хозяев. Здесь большинство компаний, стремящихся построить платформенный бизнес, терпят неудачу. Однако, помимо отличного обслуживания в подходящее для своего рынка время, Airbnb смогла преодолеть эту проблему, обнаружив и используя десятки маркетинговых инноваций, чтобы в конечном итоге получить поддержку (например, их интеграция с Craigslist).

Хотя сами по себе вышеупомянутые инновации не являются прорывными, но все они сыграли значительную роль в прорывном успехе, которого удалось достичь Airbnb.

Ракеты многоразового использования

Одним из самых заметных достижений последнего десятилетия стало появление новой волны коммерческих космических компаний, таких как SpaceX, Blue Origin и Virgin Galactic.

Самым большим и, безусловно, самым впечатляющим нововведением в этом секторе стала возможность приземления и повторного использования ракет, побывавших на орбите.

Эта технология значительно снижает стоимость космических запусков, что является одной из главных причин того, что ряд новых космических технологий и предприятий, таких как Starlink, становятся возможными.

Хотя ракеты многоразового использования считаются прорывной инновацией, на самом деле это не единственное, что составляет саму инновацию. Чтобы воплотить их в жизнь, этим компаниям фактически пришлось придумать немало новых технологий и инноваций.

Даже список наиболее известных технологий, разработанных SpaceX для этой цели, довольно длинный, и большинство из упомянутых технологий на самом деле состоят из других технологий.

Tesla 

Tesla часто называют прорывной инновацией на рынке действующих автопроизводителей. Однако Клейтон Кристенсен и его последователи утверждали, что Tesla – пример не прорывной, а поддерживающей инновации. Другие утверждают, что компания является ярким примером подрывных инноваций. На самом деле каждая их этих точек зрения по-своему верна, т.к. её носители смотрят на компанию лишь с одного угла.

Если посмотреть чисто на основные технологии автомобилей Tesla, то и электродвигатели, и литий-ионные аккумуляторы существуют уже довольно давно, и можно утверждать, что, хотя Tesla явно усовершенствовала эти технологии, инновации носили постепенный характер.

Однако также можно утверждать, что то, как они объединили и улучшили их, чтобы бросить вызов рынку и превзойти автомобили с двигателями внутреннего сгорания во многих отношениях, безусловно, является радикальной инновацией, не говоря уже о некоторых успехах, которых они добились в технологии автономного вождения.

Технология полного автономного вождения Tesla имеет большой потенциал, чтобы стать прорывной инновацией во многих сферах транспортной отрасли.

Если, с другой стороны, вы смотрите на автомобили Tesla как на часть общего рынка новых автомобилей, то компания действительно применяет поддерживающие инновации, поскольку они конкурируют в сегменте дорогих автомобилей, используя в основном те же факторы стоимости, что и существующие конкуренты (роскошь, безопасность и производительность).

Однако их вертикально интегрированная бизнес-модель в сочетании с уменьшенной потребностью в техническом обслуживании электромобилей, безусловно, разрушительна для большинства автосалонов и станций технического обслуживания, поскольку со временем грозит полностью подорвать их существующие бизнес-модели.

Учитывая все вышеперечисленные факторы, можно сказать, что Tesla внедряла инновации на стольких фронтах и ​​настолько разными способами, что это просто не вписывается в большую часть инновационной теории. В нашем понимании это пример того, как на самом деле рождаются прорывные инновации.

Доказательством того, что их инновации  – это прорыв для отрасли, является то, что электромобили Tesla фактически превзошли продажи своих конкурентов в сегментах, в которых они конкурируют, что вынудило остальную автомобильную промышленность последовать их примеру. Сейчас практически каждый крупный автопроизводитель работает над собственными электромобилями, а некоторые, например Volkswagen, уже делают ставку на будущее своих компаний.

Как создавать прорывные инновации?

Теперь, когда вы лучше понимаете суть прорывных инноваций, остается лишь понять, как их внедрять.

Мы предлагаем разбить этот процесс на три основных этапа.

Конечно, это не значит, что теперь можно будет легко и просто реализовать прорывные инновации, но мы надеемся, что данный алгоритм даст вам общее представление о том, что нужно для внедрения.

1. Выявите проблему или возможность

Каждая прорывная инновация начинается либо с решения существующей проблемы на рынке, либо с принципиально иного подхода к бизнес-возможности.

Прорывы часто становятся возможными благодаря значительным достижениям в технологиях, например, распространение литий-ионных батарей в ноутбуках сделало возможным появление первых машин Tesla. Прорывные инновации также могут быть просто основаны на неудовлетворенных потребностях рынка (как, например, сделал Airbnb).

В любом случае проблема или возможность должны быть достаточно большими, чтобы инновация могла привести к правильному прорыву, а ваш подход к ее решению должен быть достаточно противоречивым, чтобы действительно изменить то, как все делалось ранее.

Как и в случае с любыми другими инновациями, сложно оценить идею на ранней стадии. Однако если вы действительно стремитесь к прорывным инновациям, вашим указателем должно быть то, что о сильных прорывных идеях часто думают, как о чем-то безумном или, по крайней мере, очень амбициозном.

Это, безусловно, верно для всех примеров, упомянутых выше. Например, почти все инвесторы думали, что Airbnb – плохая идея.

Если у вас еще нет технологического преимущества, вероятно, лучше попытаться найти неудовлетворенные потребности на рынке. Пусть это звучит не так привлекательно и иногда может не привести к столь значительному конкурентному преимуществу, но зато у вас будет больше шансов на успех, если вы сосредоточитесь на рынке, а не на исследовании и разработке новых технологий.

2. Адаптируйте инновации под возможности/проблемы

После того, как вы определили проблему или возможность, следующим шагом будет просто решить ее с помощью инновации. Это станет базой, на которой вы сможете построить/развить свой бизнес.

Например, для Tesla это электрическая трансмиссия, а для Airbnb – онлайн-платформа, которая обеспечивает всю коммуникацию между пользователями.

Такой подход обеспечивает большую ценность при меньших затратах (что обычно называется инновацией ценности) и является отличной основой для устойчивого развития.

3. Масштабируйте инновации до прорывного воздействия

Нововведения, какими бы большими они ни были, никогда не становятся успехом в мгновение ока. Всегда требуются годы неустанного труда на разработку и масштабирование бизнеса на основе инноваций, прежде чем они приведут к прорыву.

Более того, масштабирование такого прорыва обычно включает в себя множество других разработок, которые обеспечивают ему необходимую поддержку.

Лампочке нужна была электрическая сеть, чтобы она стала востребованной и освещала целые города. Персональные компьютеры стали действительно популярными только после того, как операционные системы с графическим пользовательским интерфейсом сделали их доступными для масс. Этот список можно продолжить, но вы, вероятно, поняли суть.

 

Практически все инновации требуют дополнительных, поддерживающих инноваций, чтобы добиться эффекта, который действительно можно назвать прорывом.

Некоторые компании, такие как Tesla, сами внедряют поддерживающие инновации, но это не всегда необходимо. Вы можете сделать так, чтобы другие использовали ваши инновации. Это может привести к укреплению сети, которая не только поможет вам быстрее достичь прорыва, но и послужит отличным способом защитить бизнес от конкуренции в будущем. Это, например, то, что сделало Android востребованной платформой для смартфонов.

Поскольку это та часть, где вы действительно формируете возможные бизнес и операционные модели, это также этап, на котором вы все еще можете попытаться создать более устойчивое конкурентное преимущество для своего бизнеса с помощью дополнительных инноваций.

Заключение

Хотя создать прорывную инновацию довольно просто на бумаге, это совсем нелегко сделать реальной жизни, поэтому прорывные инновации – это не для слабонервных.

Если вы новичок в инновациях, то не советуем вам сразу бросаться к созданию прорывных инноваций.

Если ваше руководство или инвесторы не полностью понимают, насколько сложны прорывные инновации и как часто требуется время, прежде чем вы увидите значительный прогресс, велика вероятность того, что ваши инновационные проекты не выживут, даже если у вас есть все, что для этого нужно.

Таким образом, если нет необходимости в прорыве, возможно, лучше будет начать с чего-нибудь попроще, где вы сможете построить свою инновационную программу, потренироваться, усовершенствовать процессы и доказать, что вы можете окупить инвестиции, а затем уже можно переходить к прорывным инновациям.