Дизайн-мышление объединяет образ мыслей дизайнера, художника, разработчика и даже ребенка и создает простые и логичные шаги для решения существующих проблем и задач. 

Например:

-Почему бы вам не поговорить с покупателями и не понаблюдать за ними?

-Почему бы вам не собрать различные точки зрения и исследования, прежде чем начать работать над проблемой?

-Почему бы вам не придумать множество идей, не создать прототипы наиболее перспективных и не протестировать их?

-Если вы продаете людям, почему бы вам не использовать подход, ориентированный на человека?

Поняв силу дизайн-мышления, многие просто взяли в свою компанию данную методологию, не разобравшись, как правильно работать с ней. Это создало множество проблем как для опытных практиков дизайн-мышления, так и для самой методологии.

Итак, давайте посмотрим на восемь проблем дизайн-мышления и способы их исправления:

1. Недостаток репутации

Усиленное внимание к данной системе породило множество псевдо-специалистов по дизайн-мышлению, которые пройдя один курс, пытаются продавать и обеспечивать взаимодействие с клиентами без многолетнего опыта изучения человеческого поведения и методов, необходимых для того, чтобы успешно применять подход дизайн-мышления к разным отраслям и задачам. Это вытесняет из этих проектов ориентированность на человека и приводит к неоптимальным результатам, которые создают плохую репутацию дизайн-мышлению. 

Исправление: вместо того, чтобы работать по статьям из интернета, сосредоточьтесь на изучении ориентированных на человека компонентов методологии, а затем обратитесь к реальному специалисту по дизайн-мышлению, прежде чем приступить к делу. 

Доверяйте свою компанию только проверенному, опытному специалисту, чтобы не потратить время и деньги впустую. Как понять, что вы нашли подходящего специалиста по дизайн-мышлению? Его внимание будет сосредоточено не на технических моментах, а на человеческих факторах, к тому же он, возможно, будет расширять/оспаривать ваш взгляд на вещи (вы даже можете подумать, что он немного странный).

2. Некоторые воспринимают дизайн-мышление как линейный процесс

Многие люди знают только 5 ступеней дизайн-мышления (эмпатия, фокусировка, генерация идей, создание прототипа, тестирование) и думают, что это линейный процесс (без итераций).

Исправление: дизайн-мышление – это серия экспериментов, которые зачастую идут в непредсказуемом направлении. Не планируйте слишком многого, потому что это не линейный процесс. Если кто-то заставляет вас делать это линейно или хочет, чтобы вы сокращали путь, напомните им, что традиционное решение проблем приводит к традиционным результатам.

3. Дизайн-мышление воспринимается как 2-3-дневный воркшоп

Руководители часто пытаются превратить дизайн-мышление в краткосрочный воркшоп, но это приводит к неудачным проектам. 

Исправление: если это действительно проблема, ориентированная на человека, на ее решение потребуется время (обычно 4-8 недель). Заранее обдумайте траекторию движения и убедитесь, что люди понимают, почему процесс требует времени, и готовы отправиться в путь, куда бы он ни привел.

4. Люди хотят результатов, ориентированных на человека, без участия человека

Чтобы выявить и решить проблему, нужно время, а чтобы выявить и решить проблему, связанную с людьми, нужно ещё больше времени. К сожалению, многие команды дизайн-мышления просят сократить важнейшую часть работы с людьми до уровня телефонного опроса или период для выработки идей четырьмя часами двухдневного воркшопа, что приводит к плачевным результатам.

Исправление: сопротивляйтесь! Вы не можете добиться результатов, ориентированных на человека, без достаточного понимания проблемы и самих людей. Вам необходимо провести время со своими клиентами, сделать то, что они делают, — только так вы правильно определите проблему и найдете подходящий способ ее решения. Увеличьте время для генерации идей, чтобы дать возможность проявить вдохновение, а также сформировать идеи, объединить их и улучшить. Предоставьте людям правильные методы для творчества, место, достаточное количество времени для совместной работы и платформу, чтобы сотрудничество продолжалось вне рамок двухдневного воркшопа.

5. Несогласованность и отсутствие тотальной вовлеченности

Многие проекты дизайн-мышления сталкиваются с проблемами из-за того, что им не удается поддерживать согласованность на протяжении всего пути. 

Практики дизайн-мышления, естественно, проводят больше времени с людьми и обработкой полученных результатов, чтобы выявить идеи, чем кто-либо другой, участвующий в проекте (спонсор проекта, основная команда и участники воркшопа), и проходят путь дизайн-мышления дальше, чем многие другие люди, чтобы понять и определить проблему, придумать и создать прототип, протестировать его. 

Исправление: либо сформируйте команду с горящими глазами, чтобы люди были как и вы включены в процесс на 100%, либо более точно сообщайте команде ваш исследовательский подход и результаты. 

Попробуйте провести их через путешествие, которое вы прошли (которое они пропустили). Убедитесь, что основные члены команды хотят что-то изменить, что они готовы находить решения проблем. 

Помните, что не всегда все будут так же, как и вы вовлечены в процесс, так же, как и вы знакомы с методами дизайн-мышления. К тому же, у большинства из них помимо дизайн-мышления существуют другие рутинные обязанности, которые они должны успевать выполнять.

6. Многие отказываются переформулировать проблему и направление

Дизайн-мыслители часто меняют проблемы, когда исследуют их настолько глубоко, что за проблемой выявляется другая гораздо более серьезная. Зачастую компаниям это не нравится, и они вместо этого хотят использовать дизайн-мышление, чтобы оправдать свои первоначальные догадки, но такой подход лишает многих возможностей.

Дизайн-мышление также может выявить организационные недостатки. Хорошо, если команда воспринимает это как еще одну ступеньку для совершенствования, но бывает и так, что люди закрывают глаза на это и упускают возможности для улучшения.

Исправление: объяснять команде, что дизайн-мышление может выявить более глубокие проблемы, чем изначально предполагаемые, или даже организационные возможности, которые отсутствуют или недостаточно развиты и необходимы для успешных решений. Компании по-прежнему могут решить не смещать фокус с предыдущей проблемы или не развивать необходимые ресурсы для ее успешного решения, но в таком случае вы освобождаетесь от ответственности.

7. Люди используют дизайн-мышление для решения очевидных проблем

Использование дизайн-мышления для решения очевидных проблем (особенно тех, которые не ориентированы на человека) может помочь, но это может оказаться излишним по сравнению с традиционными методами решения проблем.

Исправление: определите характер заявленной проблемы. Если проблема понятна и путь решения очевиден, не используйте дизайн-мышление. Если проблема требует глубокого анализа поведения людей, ее решение может иметь значительное влияние и ваша команда горит идеей, тогда смело применяйте дизайн-мышление.

8. Дизайн-мышление не одобряется

Дизайн-мышление не всегда пользуется доверием у топ-менеджмента, поэтому зачастую оно получает одобрение на средних уровнях компании, а дальше застревает. Это приводит к тому, что даже отличные решения могут остаться незамеченными и нереализованными.

Исправление: привлекайте руководителей к вашей работе с дизайн-мышлением или, по крайней мере, убедитесь, что они знают, чем вы занимаетесь. Включайте их в работу, пусть не полностью, но  чтобы они поняли суть методологии и были более открыты к дизайн-мышлению.

Договоритесь с руководителями, чтобы вам предоставили время и место для развития практики дизайн-мышления, или не делайте этого вообще. Со временем вы, возможно, даже сможете помочь топ-менеджерам внедрить некоторые принципы дизайн-мышления в планировании корпоративной стратегии и повысить гибкость организации!

В заключение

Большинство бизнес-лидеров движимы страхом, а не поиском возможностей, и поэтому они хотят получить быстрое и эффективное решение проблемы. Однако человеческое поведение непредсказуемо и не вписывается в математическую задачу. Понимание человеческого поведения часто является ключом к решению сложных проблем, которые приводят к развитию и росту.

Основная проблема дизайн-мышления состоит в том, что данная методология зачастую воспринимается неправильно и, соответственно, неправильно применяется.

Чтобы дизайн-мышление действительно помогло компании решить существующие проблемы, нужно тщательно изучить данную методологию (или привлечь грамотного специалиста), вернуть эмпатию в бизнес, выделить время на творчество и генерацию идей и проводить множество экспериментов. Однако помните, что не все проблемы нуждаются в методах дизайн-мышления.