Инновации – это источник роста, который ищет каждая перспективная организация. Тем не менее, большинство компаний по-прежнему используют термин «инновации» лишь в качестве модного слова или рассматривают их как разовое явление или случайность, а инновационный менеджмент при этом находится на очень низком уровне развития. У каждой компании, конечно, свои причины, по которым инновации терпят крах, всё крайне индивидуально, но существуют типичные ошибки, совершая которые компания сразу обрекает проект на поражение.

Ошибка №1: Поверхностное восприятие инноваций 

Для многих организаций инновации – это просто мейнстрим: все говорят об этом, но очень немногие, особенно лидеры, в достаточной степени разбираются в этом, чтобы жить и работать, как инновационная компания. Но даже если они захотят вникнуть в процесс «инновационной деятельности», им придется отделить груду лишней и неверной информации от того, чем действительно являются инновации.

Инновации – это уникальный и креативный подход к реализации направлений и проектов, это внедрение продуктов, которых раньше никогда не было на рынке.

Однако большинство организаций не умеют эффективно стимулировать инновации и получать от них выгоду. Часто причиной этому является нежелание сотрудников компании выходить из зоны комфорта и менять старый способ ведения дел. 

Ошибка №2: Отсутствие комплексной инновационной стратегии

Инновации требуют колоссального вложения времени и внимания, ведь это не просто новый дизайн или проект; необходимо применять целостный подход к разработке и трансформации проекта таким образом, чтобы он приносил бизнесу выгоду. При всем этом, всегда существует высокий риск провала.

Поэтому необходимо встраивать инновации в корпоративную стратегию. Хорошая инновационная стратегия всегда учитывает сильные и слабые стороны бизнеса, а также возможности и угрозы, а затем формирует план действий с учетом возможных рисков. 

Управление инновациями должно быть рыночным и реализуемым. Важно разработать стратегию компании, которая будет способствовать реальным инновациям, приводящим к успеху на рынке, а не к театру инноваций.

Ошибка № 3: Отсутствие инициативных сотрудников, инновационных лидеров или практиков внедрения

В эпоху передовых технологий значение креативности в управлении сильно возрастает, ведь лидеры будущего не будут ходить по замкнутому кругу привычных решений, им нужно будет исследовать рынки и улучшать свои продукты. Инновационное лидерство подразумевает интеллект, эмпатию, стремление к постоянному развитию, понимание культурной составляющей, навыки общения, влияние и, безусловно, понимание того, что не так с существующим положением вещей.

Лидеры в области инноваций – это те, кто прививает культуру инноваций, они являются своего рода изобретателями, имеют четкое видение и стратегию для управления портфелем инноваций, а также выявляют и развивают практиков инноваций. 

Ошибка №4: Бюрократическая культура

В менее инновационных компаниях люди часто придерживаются «зоны комфорта», но поскольку некоторые бизнес-процессы и системы, разработанные десятилетиями назад, слишком тяжело поддаются изменениям, управление компанией со старой структурой и внедрение инноваций несовместимы. 

Кроме того, вследствие сильной зависимости от соблюдения корпоративных правил и протоколов многие корпорации, особенно крупные, подавляют трансформации, поэтому они не могут развивать инновационную культуру в коллективе.

Одним из самых больших препятствий, мешающих инновациям, является бюрократия, т.к. она порождает негибкость, неэффективность, стагнацию, отсутствие креативности и т.д. Инновационная культура в свою очередь требует другого типа «контроля». Так, для получения желаемых результатов важно сосредоточиться не только на конечной цели, но и на процессе её достижения, на идеях, информации, творчестве, гибкости, открытости и любопытстве, а не на иерархии и бесконечном количестве бумаг. 

Ошибка № 5: Отсутствие потенциала для внедрения инноваций

Инновация – это не разовая бизнес-инициатива или проект; это постоянный поиск возможностей для создания новых технологий. Посмотрите на инновации с точки зрения развития возможностей в масштабах всего бизнеса. Они состоят из 3 этапов: обнаружение проблемы или новой идеи, разработка прототипа решения и достижение результата.

Таким образом, важно рассматривать инновации как систему, способную предоставлять возможности для всей организации. В частности, создание сбалансированного портфеля инноваций – это практический подход для оптимизации ресурсов и улучшения анализа рисков. Компания должна нарушать устаревшие правила, бороться с бюрократией и понимать инновации как постоянный процесс развития.

Подводя итог, хотим отметить, что инновации важно не только изучать, но и применять на практике. Ведь именно то, как организация генерирует идеи, управляет творческой деятельностью, измеряет результаты инноваций и т.д, определяет успех внедряемых решений. 

Чтобы перейти от инновационного театра к реальным инновациям, компании должны разработать хорошую инновационную стратегию, подготовить инновационных лидеров и практиков, сформировать инновационную культуру и создать набор возможностей и потенциала для внедрения. 

Ключ к инновационному успеху прост: инновации – ничто без исследования и разработки.