Перед разработкой инновационной стратегии важно убедиться, что все члены команды понимают, что представляют собой инновации и хотят работать с ними. Нет ничего хуже «инновационной» компании, в которой сотрудники ходят с поникшими головами, боятся пробовать новое, экспериментировать и делают только то, что им говорят сделать, не бросая вызов застоявшейся реальности.

Если вы серьезно настроены создать инновационную культуру, вы должны четко понимать две вещи:

-Что такое «инновационная культура»?

-Какие шаги вы должны предпринять, чтобы создать «инновационную культуру»?

Начнем с первого важного вопроса: что такое инновационная культура? Но прежде чем мы конкретно рассмотрим инновационную культуру, стоит понять, что такое культура в принципе. 

Согласно исследованиям, культура – это, в самом простом смысле, общая модель убеждений, которая формирует наше поведение – это то, как мы действуем здесь и сейчас.

Культура начинается с наших собственных убеждений и ценностей, которые определяют наше поведение, но так как мы все существа социальные, то мы заимствуем общие убеждения и ценности, ведущие к общепринятым поведенческим нормам. Со временем они оттачиваются под нас и то общество, в котором мы находимся, и, в конце концов, становятся нашей сутью, привычками и ежедневным набором мыслей и действий. Следуя этому образцу, мы создаем «артефакты», которые выражают нашу культуру. Например, в офисе есть шаблоны поведения, подкрепленные корпоративными принципами, процедурами, процессами и т.д.

Таким образом, культура – это набор общих ценностей и убеждений, ведущих к общему поведению. А инновационная культура – это именно то, что мы ожидаем увидеть в среде, где люди признают важность инноваций.

Учитесь у великих новаторов

Чтобы запастись вдохновением и почерпнуть мотивации для действий, можете расклеить по офису цитаты великих новаторов. Например:

«Чтобы превратить действительно интересные идеи и новые технологии в компанию, которая может продолжать внедрять инновации в течение многих лет, требуется большая дисциплина», Стив Джобс.

«Слишком много людей ломаются, даже не подозревая о том, насколько близко к успеху они были в тот момент, когда пали духом», Томас Эдисон.

«Некоторые из лучших изобретений рождаются из «неправильного мышления». Большинство людей начинают с правильного пути, поэтому все они следуют одним и тем же путем. Неправильный путь приводит к ошибкам, на которых вы сможете учиться и делать новые открытия – оригинальные идеи, которые воплощаются в жизнь, когда мы осмеливаемся отличаться друг от друга, сохраняем непредвзятость и не боимся неудач», Джеймс Дайсон.

«Инновации случаются, когда людям дается свобода задавать вопросы, а также ресурсы и власть, чтобы находить ответы», Ричард Брэнсон.

«Вам знакомо выражение «выше головы не прыгнешь»? Это заблуждение. Человек может все», Никола Тесла.

Мы могли бы привести еще сотню цитат и разобрать биографии выдающихся новаторов, но, думаем, что главное, что вам нужно понять, – это то, что талантливые новаторы отличаются верой в свои идеи и каждый день всеми своими действиями создают те ценности и привычки, которые меняют их культуру в лучшую сторону.

Разнообразие имеет значение

Мы можем увидеть это еще больше, если посмотрим на высокоэффективные инновационные команды. В этой области было проведено много исследований, и все они приводят к выводу: разнообразие имеет значение.

Наибольших успехов достигают не те компании, где все, как на подбор умны и мыслят в одном направлении, а те, где есть разные точки зрения, разные идеи и разные течения мысли. Конфликт и спор – это не плохо, главное уметь с этим работать. 

Получается, что «инновационная культура» включает в себя основные убеждения и модели поведения, которые связаны не только с готовностью предлагать и создавать, но и с поддержкой конструктивного конфликта, а также с адаптацией и изменением идей в интересах и в направлении более эффективных.

Это также приводит к идее лидерства – того, кто помогает укреплять и направлять культуру, но при этом дает ей ощущение общего направления. 

Не существует универсального решения

Каждая компания уникальна, у каждой существуют свои цели и задачи, у каждой свой бэкграунд. Попытка подвести всех под одну гребенку или идти чужим путем, скорее всего, приведет компанию к краху. Управляя бизнесом, словно медленным сверхмощным танкером, вы рискуете врезаться в камни из-за неспособности разворачиваться достаточно быстро.

Вместо этого мы предлагаем найти или создать субкультуры внутри корпорации – последовательные и взаимодополняющие способы решения инновационной задачи. Например, у вас может быть основная рабочая группа по инновациям, но наравне с ней существует «лаборатория» предпринимателей, которые подают нестандартные идеи и разрабатывают подрывные инновации. У данной «лаборатории» могут быть пути вывода инноваций на рынок, но в своей деятельности она связана с корпоративным венчурным фондом. У вас может быть платформа для совместной работы, обеспечивающая высокую вовлеченность всех сотрудников и направленная на обеспечение постоянного потока непрерывных улучшений в своих продуктах, процессах и услугах. 

Все эти субкультуры будут объединены в своей приверженности инновациям, но типы поведения и лежащие в их основе убеждения будут значительно различаться. И здесь  дело даже не в том, что один лучше другого, а в том, что необходимо разнообразие подходов для решения сложной внешней проблемы.

Спектр инновационных культур

Идея о том, что разные части организации внедряют инновации по-разному, не нова. Еще в шестидесятых годах прошлого века Том Бернс и Джордж Сталкер провели исследование, посвященное инновациям в культуре. Они исследовали разрозненные среды и обнаружили, что инновации присутствовали во всех из них, но они принимали разные формы и включали разное поведение и убеждения. Их работа определила 2 типа инновационных культур.

На одном конце спектра находится «механистические культуры», заинтересованные в инкрементальных инновациях и производящие ежедневный рутинный набор действий. Типичным для такой культуры является производственная линия или колл-центр, где, безусловно, есть простор для инноваций, но нет места радикальным вызовам. 

На другом конце спектра находится «органическая культура», которая включает лабораторию исследований и разработок или тренировочный центр для стартапов – место, где можно спокойно идти на большой риск, бросать вызов и нарушать табу, разрушать и учиться принимать неудачи как естественную часть пути.

Сегодня многие компании пытаются создать различные механизмы для инновационного пути, создавая взаимодополняющие субкультуры, которые работают вместе для создания контекста, в котором идеи, большие и маленькие, инкрементальные и радикальные, могут объединяться для создания ценности. То же самое и в частном, и в государственном секторе – мобилизация людей различными способами.

Это помогает ответить на первый вопрос: «Что такое культура инноваций?», но нам еще предстоит выработать ответ на второй: «Как создать инновационную культуру?». Эту тему мы уже частично раскрыли в наших статьях, и в дальнейшем будем продолжать рассказывать, как сформировать инновационную культуру в компании.