Как гласит поговорка: «Один в поле не воин», – это важно помнить при создании новых концепций, трансформирующих компанию. В современном изменчивом и нестабильном VUCA мире мы все чаще стремимся создать что-то новое, добиться устойчивых изменений, преобразований и нововведений. И именно поэтому сейчас необходимо привлекать талантливых, энергичных и перспективных сотрудников, чтобы вместе менять мир, ведь инновации – это не одиночный вид спорта.

Однако мы видим, что организационные изменения рассматриваются как нечто линейное, что сначала внедряется «наверху», а уже потом доходит до тех частей компании, которые непосредственно необходимы для инновационного процесса. Разумеется, это ведет к чувству недооцененности у тех, чьё мнение не спросили, разделению на «избранных» и «остальных», конфликту в коллективе и, в некоторых случаях, даже срыву всей инновационной деятельности.

И все это происходит ещё до того, как руководство обнаруживает, что внедряемая концепция вообще не учитывает текущую ситуацию и не сможет привести компанию к желаемым результатам. Вот так одно неверное решение может иметь последствия для всей организации.

Помимо данного метода внедрения инноваций, существует ещё один не менее плачевный: решая развернуть грандиозную инновационную деятельность, руководитель компании делает громкие заявления и даёт заоблачные обещания, но дальше высокопарных речей дело не заходит. Надеясь, что сотрудники компании сами разберутся что к чему, он не пытается сформировать обстановку, необходимую для создания этого нового смелого мира. Далее, ещё не найдя решение для одной проблемы, он тут же берется за другую, чем создаёт сумбур и недопонимание в команде. Естественно, в данной ситуации не может быть и речи о качественных инновациях.

Неудивительно, что так много проектов нововведений проваливается. Также не должна вызывать удивления и огромная разница между восприятием инноваций у руководства и у сотрудников компании. Согласно отчёту Capgemini, 75% руководителей считают, что в их организации существует культура инноваций, экспериментов и рисков, но только 37% сотрудников согласны с этим утверждением. 

Что делать чтобы избежать этого?

Привлекайте инновационных агентов

Инновационные агенты, интрапренеры, инициаторы перемен, лидеры инноваций – называйте их, как хотите, но когда дело доходит до создания культуры инноваций, это люди, которые будут действовать не только как предвестники, но и как сторонники перемен. 

Где их искать? Они могут быть где угодно. Да, они могут быть руководителями команд или отделов, но они также могут быть «лидерами без титула», людьми, которые влияют на окружающих. Часто они находятся в самой же организации и, когда на них обращают внимание, они восхищают своими способностями всю компанию. Поэтому поищите, прежде всего, внутри своего коллектива, возможно, среди ваших сотрудников есть нераскрытые таланты.

Начните с людей, которые действительно интересуются инновациями

Выявляя инновационных агентов в своей компании, вы буквально выращиваете сторонников перемен, а также создаёте инновационный импульс, который может начаться с малого, но даже один агент, выступающий за перемены, может воодушевить других, помогая распространению информации об инновациях во всей организации. Успех рождает успех, ведь люди осознают положительное влияние инноваций и уже сами начинают подключаться к процессу.

Подумайте, каким будет ваш бизнес, если в каждой команде, каждом отделе, каждом коридоре у вас есть один или несколько инновационных агентов, заражающих других своей энергией и энтузиазмом. Массовые движения всегда сильны, и когда это движение продвигает стратегию и культуру организации, то у достижений просто нет потолка для развития. 

Когда вы найдете своих инновационных агентов, ради всего святого, дайте им инструменты, необходимые для внесения изменений, поделитесь своим видением будущего и помогите им понять причину перемен и результат, который принесут инновации. Помните, что их роль заключается в том, чтобы руководить нововведениями, поэтому убедитесь, что вы вооружили их необходимыми навыками и знаниями, а также укрепили их уверенность в том, что вы знаете, что делаете. И по мере того, как сфера их влияния будет расти, проследите, чтобы они, в свою очередь, смогли предоставить доступ к развитию другим. 

Однако не думайте, что влияние, которое оказывает инновационный агент, означает, что вы можете отстраниться от дел. Помните, что инновации – это не дополнение к организации. Если вы хотите создать культуру инноваций, то это должно влиять на каждое решение, действие и элемент компании. Таким образом, вы не можете просто запустить инновации, а затем перейти к следующей «безумной идее», которая бросается вам в глаза. Лидер компании должен жить инновациями каждый день, иначе деятельность инновационных агентов и запущенный импульс будет увядать и умирать. 

Более того, это работа в двух направлениях: как вы помогаете своим агентам, так и они дают вам обратную связь о работе проектов, что позволяет регулировать процесс работы, контролировать и корректировать сроки, ведь не всегда инициативы по изменению, а уж тем более по созданию инновационной культуры, идут строго по плану.

В этом ключе вам может быть полезен метод 4Е (educate, engage, empower, enable) – простая, но эффективная система, помогающая компании развить инновационных агентов и сформировать культуру инноваций.

  • Educate: предоставьте агентам необходимую информацию и обоснование предпринимаемых действий;
  • Engage: активно вовлекайте своих агентов, обеспечьте, чтобы они были достаточно мотивированы и способны поддерживать позитивное восприятие инноваций в коллективе;
  • Empower: расширяйте их возможности, поощряйте их сопричастность и ответственность;
  • Enable: создайте среду и структуру, способствующую конкретным действиям и достижению ожидаемых результатов.

И наконец

Интеграция инновационных агентов в основу вашей инновационной стратегии помогает добиться согласованности во всей организации. Когда ваши люди работают со стратегией, когда они создают проекты и вносят свой вклад в обеспечение массового движения, которое ставит инновации в сердце организации, тогда сила созданного импульса может поднять компанию на вершину пьедестала.

Найдите в своей организации людей с горящими глазами и оставайтесь рядом с ними, ведь когда вы встречаете действительно заинтересованных людей, вы открываете нечто удивительное.