Что общего между DingTalk, Amap и Tmall Genie?

Все они были частью инновационного бизнеса Alibaba, который теперь известен как Innovation Business Group. 

Отчасти это объясняется тем, что в свое время эти отделы и их продукты всегда имели большую автономию. У них были свои партнёры и свои конкуренты, каждый и продукт этого отдела конкурировал сам по себе, и о них, вероятно, вспоминали только как о части инновационного бизнеса в финансовых отчетах того времени. Многие из этих продуктов даже не известны внешнему миру как подразделения Alibaba.

Страх не внедрить наибольшее количество инноваций

Согласно отчету Punch News, инновационная бизнес-группа Alibaba в настоящее время включает в себя такие бизнес-сегменты, как UC Browser, Shuqi Division, Intelligent Marketing Division, X-LAB Division, VMate Division, Artificial Intelligence Laboratory и Integrated Media Development Division, а также офис продвижения инноваций, который служит для инкубации, оценки и планирования внутренних инновационных проектов. Среди них подразделение UC Division фокусируется на инновациях в мобильном интернет-бизнесе, а соответствующие направления бизнеса в его экосистеме включают Sleipnir Search, Ali App Distribution и т.д. Что касается зарубежного бизнеса, то помимо UC Browser, есть такие продукты, как UC News, 9Apps, сторонний магазин приложений для Android, VMate, платформа для коротких видео.

Все эти линейки продукции должен непосредственно контролировать президент Alibaba Innovation Business Group — Чжу Шунянь.

«Ориентация на ценность для пользователя — это вечный двигатель инноваций», — Чжу Шунянь. 

Будь то Quark, который обеспечивает интеллектуальный и минималистичный поиск, или Singing Duck, который фокусируется на воспроизведении музыки, пользовательская ценность, достигнутая Ali Innovation Business Group, очень ясна для Чжу Шуняня. Он считает, что показатели роста пользователей доказывают это.

Чжу Шунянь разделяет стратегию своей команды в инновационном процессе на два ключевых пункта: первый — сосредоточиться на ценности для пользователя, второй — развивать «создателей ветра».

Чтобы создать ценность для клиента, необходимо проводить тщательные исследования на каждом этапе пути

«Мы делаем плохой продукт, если есть проблемы с целевой аудиторией. Достаточно ли найденных нами точек ценности, чтобы поддержать долгосрочное развитие продукта? Может ли продукт расти в долгосрочной перспективе с учетом конкуренции рынка? Какую ценность в конечном итоге принесет этот продукт?», — Чжу Шунянь говорит, что именно эти вопросы команда задавала себе в процессе составления дорожной карты продукта.

Чжу Шунянь признается также, что некоторые идеи и возможности он всё же упустил из-за того, что ресурсы его команды были ограничены. И, прежде всего, это человеческие ресурсы.

Именно поэтому в инновационной группе Alibaba большое значение уделяется подбору команды. Как говорит Чжу Шунянь, если человек сейчас не силён, как специалист, и его идея не так хороша, но даже неудача может дать ему большой толчок для развития, то это его человек.

Таких людей Чжу Шунянь называет «создателями ветра». Одни из них создают что-то, чего никогда не существовало ранее, другие создают тенденцию и новое социальное воздействие (что важно так же, как и отношения между парусником и ветром: если вы только построите лодку, вы не сможете управлять ею в океане без ветра).

От продукта к отрасли — это то, чего, по мнению Чжу Шуняня, в конечном итоге должны достичь инновации. Это понимание изменило многие из его прежних концепций, такие как ориентация только на результат. Инновации требуют от него большей дальновидности, выявления новых тенденций и возможностей, из которых он может извлечь прибыль, а не просто получать чистую выручку.

Таким же образом определяется и успех продукта: он заключается не в повышении на работе или достижении положения в системе, а в умении видеть суть вещей. 

 «Мой самый большой страх — не заниматься инновациями», Чжу Шунянь.

Для чего была создана бизнес-группа?

Одним из самых больших изменений, вызванных реорганизацией в компании, было то, что управление инновациями должно было осуществляться как бизнес-группой. Ранее инновациями DingTalk руководил Чэнь Ханг, Gaode Maps — Ю Юнфу, но теперь все эти продукты, охватывающие широкий спектр, объединили и отдали под управление Чжу Шуньяну.

Почему? Зачем проводить инновации в масштабах бизнес-группы?

Инновационная бизнес-группа создана как единый и устойчивый механизм, позволяющий инновационным проектам лучше развиваться. 

Чтобы лучше использовать ценность инновационной бизнес-группы, необходимо организационное развитие. Чжу Шунянь охарактеризовал инновационную бизнес-группу Ali как «инновационную организацию, управляемую миссией компании»: инновационная организация = бизнес + команда + культура. Бизнес — это носитель организации, команда — это ядро организации, а культура — это душа организации.

Чжу Шунянь также привел очень интересный феномен: человек, занимающийся разными делами в разных организациях, может проявлять разные темпераменты и способности, и даже иметь разное будущее направление в жизни. Таким образом, бизнес влияет на людей в команде, и как превратить это влияние в позитивное — это то, о чем организация должна задуматься. Хороший бизнес, в свою очередь, может создать хорошую команду.

Культура же более абстрактна. Когда команда достигает определенного уровня успеха, она начинает подводить итоги этого успеха, что, в свою очередь, приводит к формированию культуры, обеспечивающей дальнейшее развитие организации.

Многие компании со временем теряют свою жизнеспособность, — это факт. Независимо от того, насколько хороша команда и насколько хорошо идут дела в бизнесе, организация постепенно становится все тяжелее и тяжелее, а способность к инновациям ослабевает. Однако у организаций, ориентированных на миссию и поддерживающих культуру, есть шанс справиться с этой проблемой.

«Некоторые люди могут сказать: «Чжу Шунянь, ты занимаешься инновациями, а в итоге ничем не занят», но именно это я и хочу подчеркнуть: инновации — это длинный цикл, их нужно разработать и протестировать, затем провести итерации в соответствии со стратегией компании, отладить процессы и, наконец, посмотреть, что могу сделать я, и что может сделать моя команда».