Инновации – это одна из тех сфер, где нельзя обойтись без участия руководителей компании. Однако у большинства из них просто не хватает времени на это, ведь их внимания требуют сотни людей, среди которых и клиенты, и сотрудники, и партнеры. Именно для руководителей крупных компаний тема тайм-менеджмента актуальна как никогда, но стоит ли им вкладывать своё время и силы в инновационную деятельность?

Коротко и просто – да. Далее предоставим вам подробное объяснение почему, для чего, как и зачем.

Согласно исследованию, проведенному McKinsey, 80% руководителей считают, что их текущие бизнес-модели находятся под угрозой, а половина компаний S&P 500 будет заменена в ближайшие 10 лет. Фактические данные прямо указывают на то, что для большинства организаций изменения неизбежны, и для сохранения конкурентоспособности в эти неспокойные времена необходимо активно внедрять инновации.

Проблема заключается в том, что многие организации, особенно компании, зарегистрированные на бирже, вынуждены повышать краткосрочные результаты, такие как, прибыль в следующем квартале, что, как правило, влияет на приоритеты управления.

Тем не менее, даже если для реализации инноваций требуется некоторое время, все же имеет смысл инвестировать в разработку новых технологий, поскольку это один из немногих способов добиться успеха в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Большинство руководителей, кажется, понимают это и оценивают инновации как приоритетное направление, и в этом случае им следует грамотно распределять свое время и  ресурсы для инновационной деятельности.

Зачем топ-менеджменту инновационная деятельность?

Хоть инновационные компании и вкладывают огромные инвестиции в новые разработки, всё же размер вложенных денег ещё не даёт гарантию на успех инноваций.

Так, статья журнала «Стратегия + бизнес» показывает, что ведущие новаторы могут значительно превзойти остальные показатели Global Innovation 1000 (1000 крупнейших корпоративных спонсоров инноваций) по ряду финансовых показателей, таких как доход, операционная прибыль и рост рыночной капитализации.

Согласно их исследованиям, существует три главных фактора, влияющих на эффективность инноваций, и они находятся именно в тех областях, где вклад руководства является ключевым.

1. Согласование бизнес-стратегии и инновационной стратегии;
2. Общая корпоративная культура, поддерживающая инновации;
3. Высокая вовлеченность топ-менеджмента в инновационную программу.

Давайте кратко рассмотрим каждый из этих факторов, чтобы понять, почему они имеют такое большое значение для успеха инноваций.

Согласование бизнес-стратегии и инновационной стратегии 

Никому не нужна стратегия продаж или маркетинга, которая плохо подходит для решения более крупных задач организации,  то же самое относится и к инновациям.

Если инновационная стратегия не предназначена для того, чтобы помочь компании в достижении ее целей, то руководство очень многим рискует, надеясь на волшебную пилюлю, не требующую интеграции в общую стратегию и, при этом, переводящую её на новый уровень развития. Чудеса случаются, но это происходит крайне редко, поэтому такое дело пускать на самотёк никак нельзя.

В конце концов, инновации – это создание будущего организации, и поэтому руководителям просто необходимо убедиться, что они тесно вплетены в общие цели корпорации.

Общая корпоративная культура, поддерживающая инновации

Существуют универсальные культурные характеристики инновационных компаний: совместная работа над проектами, трудовая этика, готовность к экспериментам и т.д. Однако правильная культура также зависит от стратегических целей, стоящих перед организацией. Хорошая новость заключается в том, что, как только стратегия бизнеса и инновационная стратегия синхронизированы, гораздо проще создать культуру, которая будет поддерживать обе стратегии одновременно.

Переход к инновационной культуре всегда требует времени и позитивного давления со стороны руководства, чёткой коммуникации, а также готовности и способности менять привычные практики. 

В общем, для того, чтобы иметь наибольшие шансы на успех, культурные изменения также должны проводиться сверху.

Высокая вовлеченность топ-менеджмента в инновационную программу

Помимо того, что топ-менеджеры являются единственной стороной, принимающей стратегические решения, они не должны недооценивать влияние, которое они могут оказать на мотивацию сотрудников. Так, если руководитель проявляет интерес к работе сотрудника, значит, считает ее важной для компании, что, в свою очередь, делает саму работу более значимой для сотрудника, а также сигнализирует ему о том, что успех в своем деле станет отличной возможностью проявить себя. Вместе эти факторы могут мотивировать и вдохновлять члена команды работать лучше.

Кроме того, топ-менеджмент передает сотрудникам важность соблюдения вышеупомянутого стратегического и культурного соответствия.

И, если что-то идет не по плану, то именно руководитель может помочь команде принять корректирующие меры и преодолеть барьеры, которые в противном случае было бы трудно устранить.

Как это следует делать?

Время от времени мы видим, как руководители воздерживаются от участия в инновационной деятельности из-за их отсутствия опыта или неудачных попыток. И хотя это препятствие является серьёзным барьером, оно все же не должно блокировать инновационную деятельность в компании.

Топ-менеджменту просто нужно показать другим путь вперед и, взяв на себя ответственность, помогать своей команде достичь желаемых результатов. Для этого важно, чтобы в компании были чёткие ответы на вопросы: «Почему инновации важны для нас?», «Чего хочет достичь наша компания?».

Кроме того, руководители должны показать, что они серьезно относятся к инновациям и достижению желаемых результатов. Здесь действия говорят громче, чем слова, поэтому убедитесь, что принимаемые вами решения соответствуют этому.

Двигаться вперед

С учетом всего вышесказанного, некоторые из вас могут задаться вопросом о том, что делать дальше.

Если вы считаете, что ваши руководители должны быть больше вовлечены в инновационную деятельность, вы должны взять на себя ответственность за ситуацию и «возглавить цепочку командования».

Поделитесь своими проблемами с руководством и спросите: «Важны ли инновации для организации?», «Как это согласуется с общей стратегией?», «Почему топ-менеджмент не вкладывает в это больше времени и сил?». Беседа послужит отправной точкой, которую можно использовать, чтобы начать совместную работу для повышения эффективности нововведений.

С другой стороны, если вы являетесь руководителем, вам тоже нужно взять на себя ответственность, быть предельно честным и задать себе и своей команде следующие вопросы: «Важны ли инновации для нашей стратегии и почему?», «Достаточно ли времени я трачу на это?» «Развита ли в компании культура и согласуются ли общая концепция развития и инновационная стратегия?», «Могут ли люди, отвечающие за инновации, привести нас к желаемым результатам?».

 

Как мы уже говорили, инновации – это не что иное, как создание будущего компании, и поэтому топ-менеджменту важно принимать в этом участие. Масштабы и характер этого участия могут сильно различаться, но оно, безусловно, должно быть. Желаем удачи в поиске подходящего подхода для вашей организации!