Коронавирус за несколько месяцев изменил всю структуру не только бизнеса, но и мира в целом: цепочки поставок, поведение потребителей и глобальную экономику. Как однажды сказал Ральф Уолдо Эмерсон: «При катании по тонкому льду наша безопасность зависит от нашей скорости». Так и успех инноваций зависит не от количества и масштаба, а от скорости внедрения и развития.

Но почему лучше скорость, чем количество и масштаб?

Оптимизация стала корпоративной мантрой века. Когда незначительные улучшения применяются в масштабах корпорации, то результаты получаются весьма ощутимыми. Это привело к тому, что корпорации, полагая, что размер, масса и мощь — это то, что нужно для конкуренции на мировой арене, выжимают эффективность из каждого процесса и все больше и больше масштабируют свои продукты.

Но к чему это приводит?

Проведем аналогию с теннисом.  Теннис — это игра на ловкость. По мере развития игры увеличивается скорость ударов игроков, время на реакцию сокращается, и победителем становится тот, кто может среагировать быстрее всех, не нарушая своей стратегии. 

Что будет, если на корт выйдет не самый быстрый, а самый сильный и вкаченный игрок? Можете себе это представить? 

Так вот как раз это происходит вокруг нас. Циклы бизнеса и продуктов ускоряются с головокружительной скоростью, заставляя руководителей компаний прогнозировать, планировать и реагировать мгновенно, а они тем временем думают о том, как наращивать свой потенциал.

И если они выбирают неверную стратегию, то просто уходят с рынка, о чем свидетельствует тот факт, что за последние 20 лет исчезло 50% компаний из списка S&P 500.

Скорость — это то, что отличает стартапы от корпораций 

Скорость — это главная черта стартапов, и это фундаментальное различие между ними и корпорациями. У стартапов ограниченные ресурсы, поэтому если они не могут достичь следующего рубежа, вывести продукт на рынок или получить достаточный доход, они терпят крах. Этот крах создает образ мышления и уровень скорости, которых просто не существует в крупных корпорациях. 

Однако скорость — это именно то, что нужно новаторам и что они стремятся максимизировать, потому что все прорывные инновации требуют скорости. Например, каждая крупная инновация в сфере коммуникаций (от изобретения печатного станка до появления социальных сетей) способствовала более быстрому распространению информации. То же самое относится к транспорту, розничной торговле и так далее.

Но если маленькие стартапы двигаются быстро, то почему корпорации так не могут?

Корпорации защищают себя от последствий, к которым может привести неконтролируемый риск и неправильное принятие решений. Но ирония заключается в том, что корпорации, которые не могут двигаться достаточно быстро, останутся позади и потеряют актуальность — это самый большой риск из всех возможных.

Как же найти баланс между тем и другим? 

Развивать и скорость, и масштаб

Подлинные прорывные инновации решают нерешенные проблемы, определяют новые рынки и работают в незнакомом контексте. Это имеет мало общего с оптимизацией, сокращением затрат или выпуском новых функций продукта на устоявшихся рынках.

Поэтому задача номер один, которую должен выполнить каждый корпоративный новатор, — научиться как можно большему, как можно быстрее, с наименьшими затратами на новых и неопределенных рынках.

Привлекая стартапы и используя их подход к быстрому и недорогому обучению, новаторы могут построить дорожную карту выхода на новые рынки по одному маленькому шагу за раз. Сотрудничая со стартапами и допуская небольшие промахи для корректировки своего курса, корпоративные новаторы могут открыть новые рынки, выпустить продукты, которые соответствуют этим рынкам, и начать процесс масштабирования гораздо быстрее и экономичнее, чем конкуренты.

На практике это выглядит как структурирование серии небольших ставок (инвестиций, пилотных проектов и коммерческих соглашений) со стартапами, которые могут быстро и недорого менять курс, адаптируясь в соответствии с отзывами клиентов (особенно во время глобального кризиса). 

Но тут есть нюанс — скорость может и навредить, если вы движетесь в неправильном направлении. Поэтому важно развить умение на самых ранних стадиях определять, успешен будет проект или нет.

И тогда сочетание массы (корпорация) и скорости — скорости в заданном направлении — (стартап) будет смертельно опасным для конкуренции и станет залогом доминирования на будущих рынках. Наконец, корпорации, которые используют скорость стартапа, смогут получить: 

1) Более высокую долю рынка
Компании, которые выявляют новые рынки и максимально ускоряют процесс масштабирования, способны создать лояльность к бренду и клиентам, разработать барьеры для входа и захватить долю до того, как рынок переполнится. Вспомните каршеринг десять лет назад.

2) Снижение затрат
Быстрое обучение минимизирует потери, защищает компанию от дорогостоящих неудач и концентрирует финансовые и операционные ресурсы на деятельности, приносящей реальную прибыль.

3) Повышение стабильности
Как показал текущий мировой кризис, корпорации, способные диверсифицировать свой основной бизнес за счет новых доходов, продуктов и рынков, скорее всего, будут процветать в любых экономических условиях.