Большинство компаний, с которыми мы работаем, задают нам одни и те же вопросы: «Какая стратегия инноваций подойдёт именно нам?» и «Как её выбрать?». Для того чтобы ответить на эти вопросы и помочь вам принять правильное решение, существует матрица инноваций. 

Для начала давайте рассмотрим 9 основных инновационных инициатив:

Корпоративный венчурный фонд – это корпоративный фонд, который инвестирует во внешние возможности. Он нацелен на рост за счет внешних возможностей и соответствует стратегическим целям компании.

Новые направления бизнеса – развивающиеся (или новые) бизнес-направления. Образно говоря, это «песочницы», в которых инновационные инициативы могут развиваться до того, как докажут свою прибыльность и станут новым бизнес-подразделением.

Центр передового опыта – это формальная группа в организации, которая координирует инновационные инициативы.

Внешний инкубатор – это корпоративная программа по поддержке, развитию и оценке внешних стартапов.

Внутренний акселератор – это внутренняя инновационная программа, позволяющая предпринимателям компании разрабатывать, тестировать и развивать новые бизнес-идеи вне организационных процессов.

Комьюнити практиков – это многофункциональная группа с общими интересами и целями, которые делятся своим опытом внутри организации.

Челлендж по инновациям – это инициатива по привлечению внешнего либо внутреннего опыта для решения инновационных задач.

Дизайн-спринт – это пятидневная рабочая сессия, которая проводится для решения бизнес-задач с помощью дизайна, прототипирования и тестирования идей с клиентами. Дизайн-спринт способствует тесному взаимодействию сотрудников компании с внешним миром. 

Воркшопы по инновациям – это сессия (длительностью более 1 дня), в рамках которой сотрудники создают новые идеи или бизнес-концепции вне обычного рабочего процесса.

Основные параметры для навигации по инновационным инициативам

Параметры для навигации по инновационным инициативам разделяются по 2 критериям:

-по интенсивности
К ним относятся инновационные программы и активности, которые оказывают влияние  на стратегию компании. Это может быть как четырехчасовой семинар, так и двухлетний стратегический план инноваций. В этом случае необходимо определить: вам нужно одноразовое мероприятие (например, дизайн-спринт, воркшоп и т.д.) или структурированный план (например, центр передового опыта)?

-по возможностям
В этом случае нужно решить: вы полагаетесь на внутренние или внешние возможности для внедрения инноваций? Ответив на этот вопрос, вы сможете продвигать проекты с помощью имеющихся возможностей. 

Благодаря матрице инноваций вы сможете сформулировать свои ожидания относительно инновационной программы и выберете наиболее подходящий вам вариант развития. Давайте посмотрим, как на конкретные вопросы отвечает матрица инноваций.

1. Хотите привлечь в свою компанию новых талантливых сотрудников?

Почему многие компании при внедрении инноваций полагаются на внешние возможности? Потому что существуют тысячи амбициозных и талантливых экспертов, готовых решить существующие инновационные задачи.

2. Хотите начать продвигать внутреннее предпринимательство?

Почему многие компании при внедрении инноваций полагаются на внешние возможности? Потому что существуют тысячи амбициозных и талантливых экспертов, готовых решить существующие инновационные задачи.

3. Для вас внешний рост важнее, чем внутренняя трансформация?

Если ваша компания стремится к быстрому росту и масштабированию, то следует обратить внимание на внешние ресурсы. Создание и развитие новых проектов – не самое легкое дело,  поэтому обязательно распределяйте риски и продвигайтесь постепенно, шаг за шагом.


4. Вы хотите создать долгосрочный инновационный поток?

Похоже, инновации находятся в самом центре стратегии развития вашей компании, и это здорово. Выбирая долгосрочные инициативы с высокой степенью интеграции, следует закладывать необходимое количество времени, чтобы повлиять на деятельность и структуру компании.

5. У вас есть одна проблема, которую нужно решить?

Однодневные программы привлекательны своей легкостью, простотой и быстрыми результатами. Вы можете провести её в течение всего лишь нескольких дней или даже часов. Но имейте в виду, что эти программы решают одну единственную проблему, имеют один единственный посыл и обучают сотрудников определенному набору навыков. Запуская такую программу, необходимо конкретно формулировать проблему, чтобы не запутаться и не растянуть её на год.

 

6. Вам нужно минимизировать риск вашей инновационной инициативы?

Лучший способ справиться с риском – начать с малого: протестировать, изучить, снова перезапустить и постепенно наращивать масштаб. Как лучше всего это сделать? Начните с небольших специальных инновационных инициатив, таких как дизайн-спринты и воркшопы. Диверсифицируйте подходы и делайте ставки на разные инициативы, а затем сравнивайте эффективность каждой из них, чтобы оставить лучшую.

Здесь вы можете скачать шаблон для навигации по основным инновационным форматам.

Дерево инновационных решений

Воспользуйтесь «деревом инновационных решений, чтобы упростить себе выбор подходящей концепции.

Этап 1: На что вы в первую очередь ориентируетесь в сфере инноваций?

Для чего вам инновации? Вы стремитесь к быстрому достижению результатов или ставите перед собой задачу сделать свою компанию более гибкой, формируя инновационную культуру для дальнейших устойчивых инноваций?

Большинство компаний хотят чего-то среднего, и для этого тоже есть своё решение.

Этап 2: Как лучше всего внедрять инновации в вашу компанию?

Вы хотите начать с малого, сосредоточившись на конкретных проектах? Или хотите развиваться и расти, выделив на это ресурсы и время, но нуждаетесь в быстрых результатах? 

Как повысить инновационную зрелость компании?

Инновационная зрелость компании возрастает, когда вы пробуете различные инициативы. Вы начинаете с отдельных проектов, убираете те, что не приносят желаемых результатов и трансформируете другие проекты и инициативы, чтобы со временем встроить их в компанию. Вы накапливаете знания, поощряете инновации и распределяете риски между разными форматами.

Шаг 1. Чтобы изучить и опробовать наиболее подходящий формат, лучше сначала попробовать отдельные инициативы: челленджи по инновациям, дизайн-спринты, воркшопы и т.д.

Шаг 2. Внешние инкубаторы, внутренние акселераторы и комьюнити практиков – идеальный вариант следующего шага для структурного внедрения инноваций в организацию. Обычно они занимают больше времени, чем отдельные инициативы (3–12 месяцев), и позволяют компании понять весь потенциал программы.

Шаг 3. Чтобы внедрить инновационные инициативы, необходимы структурные инвестиции. Это можно сделать разными способами, начиная с корпоративных венчурных фондов и заканчивая центрами передового опыта, ориентированными на внутреннюю деятельность.