Акции Amazon в 2020 году выросли с самого низкого уровня в 1 626 долларов до самого высокого в 3 344 доллара. На этом, конечно, сказалось влияние пандемии (сектор электронной коммерции и облачных вычислений не только не пострадал, но даже приобрел за период пандемии), но по большей части это произошло благодаря успешным инновациям Amazon.

Коротко об инновациях в Amazon: сейчас Amazon имеет более 120 000 патентов по всему миру; интеллектуальный голосовой помощник Amazon Alexa генерирует около миллиардов пользовательских взаимодействий каждую неделю; серия интеллектуальных устройств Amazon Echo получила более 400 000 оценок «5 звезд»; Amazon применила более 100 000 роботов Kiva в своих 26 операционных центрах по всему миру, запустив «умную логистику»; сервис Amazon Go сделал 25 магазинов в США «умными». 

За инновациями Amazon стоит также Китай. Компания не только укрепляет китайский рынок, но и формирует «китайскую формулу» инноваций, которую стоит брать во внимание многими компаниям, стремящимися к глобализации.

Адаптация технологических инноваций: пример Amazon

«Инновационная формула» Amazon является одной из самых важных для Китая, она заключается в адаптации технологических инноваций под местный ландшафт. Типичный пример – зарубежный онлайн-шоппинг на Amazon. В этой модели используется технология глобальной синхронизации рекламных акций, позволяющая потребителям в реальном времени пользоваться услугами трансграничных покупок в интернете с использованием «того же источника, того же продукта и одинаковой скидки» на четырех крупных зарубежных сайтах в США, Великобритании, Японии и Германии.

Например, Ли Яньчуань, вице-президент Amazon China, привел пример прошлогодней акции «Черная пятница», когда компания продлила день скидок: сначала акция началась в Китае, а на следующий день в Великобритании, Германии и США, – таким образом, клиенты смогли приобрести большее количество товаров.

Как мы все знаем, адаптация инноваций глобальных компаний всегда является сложным делом. Поэтому возникает вопрос: как Amazon удалось добиться успеха в этом? Огромное отличие Amazon от других компаний заключается в том, что у Amazon есть глобальные технические ресурсы для поддержки инноваций. Благодаря этому если продукт является непривычным и уникальным для Китая, то его очень быстро адаптируют под местную культуру.

Также в Amazon существует инновационная модель «команда на две пиццы». Ее суть заключается в том, что команда по работе над проектом должна быть настолько небольшой, чтобы хватило 2х пицц, чтобы накормить ее членов.  Такая команда может быстро протестировать гипотезу и, если она покажет себя малоэффективной, то скорректировать/отбросить её. Эта стратегия гарантирует компании скорость и гибкость инноваций.

И, наконец, в Amazon работает цикличный механизм по типу «глобальные ресурсы – местные инновации». Так, после успеха адаптированных (локальных) инноваций, поддерживаемых глобальными ресурсами, компания будет стремиться стать частью глобальных ресурсов, тем самым катализируя больше местных инноваций. 

Работа с клиентским опытом: обратный метод взаимодействия

В Amazon технологические инновации обусловлены не коммерческими интересами, а всегда потребностями пользователей.

Это также уникальная инновационная методология Amazon: метод обратной работы, то есть инновации Amazon всегда исходят из потребностей клиентов. Китайские новаторы действуют точно так же, что облегчает компании разрабатывать продукты для китайского рынка. Как сказал Ли Яньчуань, вице-президент Amazon China, «инновации, основанные на потребностях местных клиентов, являются отправной точкой для глобальных инноваций».

Основываясь на потребностях китайских клиентов, Amazon использует машинное обучение, искусственный интеллект и другие технологии для решения их проблем. Amazon проводит всесторонний анализ различных параметров, таких как история просмотров пользователей, история поиска, история покупок, цвет и размер продукта и т. д., чтобы представить клиентам персонализированный контент, а затем получить реальный клиентский опыт. 

Такой подход не только делает сервис более удобным для клиентов, но и обеспечивает автоматизированную и интеллектуальную работу бэк-офиса, а также значительно снижает трудозатраты и временные затраты, экономя более 1800 часов работы в год.

Умный помощник по подбору размера также с одной стороны удовлетворяет потребности клиентов, а с другой – экономит время и силы компании. Умный помощник Amazon решает проблемы китайских потребителей, связанные с несовместимостью европейской и азиатской системы размеров. За этим стоит модель машинного обучения, основанная на отзывах клиентов и обратной связи, разработанной с помощью большого объема полученных данных.

Облегченная бизнес-модель: стратегия «копья»

Взаимодействие с другими людьми

В инновационной формуле Amazon есть еще одна уникальная особенность – легкая бизнес-модель. Так, зарубежный онлайн-шоппинг на площадке Amazon China – это типичный пример «легкой» инновации. 

Так, Amazon применяет тактику прогнозирования первого заказа. Раньше клиентам требовалось 5-9 дней, чтобы получить заказанный из-за границы товар. Сейчас Amazon использует модели машинного обучения для прогнозирования поведения покупателей и заблаговременно распределяет товары на склады в Гонконге, сокращая время доставки до клиентов, поэтому сейчас это занимает не более 3 дней, что положительно сказывается на уровне сервиса.

Даже во время эпидемии коронавируса Amazon ни разу не прервал свою работу. Используя глобальное планирование и упрощенную операционную модель, Amazon заранее разместил популярные продукты, которые нравятся китайским потребителям, на склад в Гонконге и распределил товары из стран с меньшим влиянием эпидемии, таких как Япония. Именно поэтому даже в худший период эпидемии компания могла в значительной степени удовлетворить потребности китайских потребителей.

Ли Яньчуань сравнил такую стратегию с копьем: «Если вы хотите захватить рынок, вам не нужна большая армия, вам нужно копье. Длинный наконечник копья быстро достигнет целевого рынка». Такая стратегия может быстро и эффективно раскрыть ситуацию на рынке и избежать проблем.

В дополнение нельзя не сказать о том, что многие инновации Amazon поддерживаются Amazon Cloud Services (AWS). Чжан Ся, главный консультант по корпоративной стратегии облачных вычислений в AWS Greater China, сказал, что все инновации Amazon, такие как умные устройства, умные покупки и умные голосовые помощники, получили техническую поддержку от AWS. 

Эти облачные сервисы не только позволяют китайским компаниям сократить расходы, но, что еще более важно, они помогают повысить скорость внедрения инноваций и их маневренность на рынке. Преобразовывать идеи в продукты и услуги гораздо проще, когда есть сотни сервисов облачных технологий (а в Китае их действительно становится все больше и больше). Ведь тогда IT-специалисты могут быть освобождены от рутинной работы и могут сосредоточиться на разработке новых продуктов и услуг.

Таким образом, можно сказать, что Amazon активно поддерживает формулу «китайских инноваций», которая включает в себя адаптацию технологических инноваций, настройку клиентского опыта и легкую бизнес-модель. 

Глубокое понимание местного рынка и лежащая в его основе инновационная методология (обратный метод работы, основанный на потребностях клиентов, гибкое мышление, позволяющее извлечь выгоду из ситуации, и интеграция технологий с потребностями местных клиентов) позволяет Amazon China эффективно работать как в спокойные времена, так и в эпоху COVID-19, чему нам с вами стоит только учиться.