Сегодня всем компаниям, которые хотят расти и развиваться, жизненно необходимы инновации. Поэтому неудивительно, что корпоративные инновационные программы набирают такую высокую популярность. 

Инновации неотделимы от оптимизации процессов в компании, поэтому для инновационной деятельности часто создают отдельное подразделение.

Однако иногда корпоративные инновационные программы терпят неудачу, так как вся деятельность перемещается в отдельное подразделение, а другие члены компании, не входящие в это подразделение, остаются отрезанными от инноваций, хотя часто их идеи ничуть не хуже, чем идеи рабочей группы по инновациям.

Именно поэтому не воспринимайте корпоративную инновационную программу как панацею. Она не отменяет ежедневных инноваций. Однако хорошо продуманная программа может усилить существующие идеи, вывести бизнес в новых направлениях и создать реальную ценность. Ключом к успешной инновационной программе является разработка четкой цели, основанной на общей стратегии, которая может решить важные проблемы.

Хорошая инновационная программа расширяет, а не заменяет

Не секрет, что Alphabet – одна из самых влиятельных компаний в мире. Тем не менее, у нее есть уязвимость, о которой часто забывают. Как и Xerox и Kodak несколько десятилетий назад, она сильно зависит от единого потока доходов. 

Помня об этом, компания создала свое X-подразделение. Поскольку это подразделение было создано для поиска возможностей за пределами основного бизнеса, оно не встретило значительного сопротивления. Фактически, подразделение X широко рассматривается как продолжение того, что изначально привело Alphabet к успеху.

Другой важный аспект заключается в том, что подразделение X предоставляет платформу для инкубации внутренних проектов. Например, Google Brain начинался как «проект 20% времени». По мере развития и потребности в дополнительных ресурсах он был переведен в подразделение X, где его масштабы были увеличены. В конце концов, он вернулся на базу и сегодня является неотъемлемой частью основного бизнеса.

Обратите внимание, что концепция подразделения X никогда не сводилась к замене инновационных усилий в основном бизнесе, это подразделение, наоборот, было направлено на их расширение. Это стало большой частью его успеха и привело к появлению новых проектов, таких как беспилотные автомобили Waymo и подразделение Verily, занимающееся вопросами сохранения здоровья людей.

Сосредоточьтесь на общем, а не на различиях

Слишком часто инновационные программы процветают за счет различий. Они созданы для того, чтобы собрать группу индивидуалистов и «разрушителей», мыслящих иначе, чем остальная часть организации. Это может быть отличным средством для воспитания сильного духа среди тех, кто участвует в инновационной программе, но может оттолкнуть других.

Любые изменения должны строиться на общей цели и общих ценностях. Так вы укрепите доверие и сформируете основу для эффективного сотрудничества между инновационной программой и остальной частью организации. Без этого любые инновационные усилия обречены на провал.

Вы можете увидеть, как это работает, в подразделении X Alphabet. Оно не рассматривается как принципиально отличное от основного бизнеса Google, а скорее как направление сильных сторон компании в новых направлениях. Возможности для бизнеса, которые оно преследует, могут быть разными, но основные ценности остаются теми же.

Ключевой вопрос, который следует задать, – зачем вам вообще нужна корпоративная инновационная программа. Если ответ в том, что ваша организация не является достаточно инновационной, тогда вам нужно сначала решить эту проблему. Хорошо продуманная программа инноваций не может быть средством решения более серьезных проблем в основном бизнесе.

Поддержки руководства недостаточно

Ясно, что ни одна корпоративная инновационная программа не может быть успешной без сильной поддержки со стороны руководства. Приверженность инновациям должна исходить сверху. Но столь же очевидно, что этой поддержки со стороны руководства недостаточно. Если вы не сможете заручиться поддержкой ключевых заинтересованных сторон внутри и вне организации, поддержка сверху неизбежно ослабнет.

Не ищите идеи, выявляйте значимые проблемы

Инновационная программа не должна рассматриваться как единственное место для генерации идей, ведь идеи могут приходить откуда угодно. Определение одной конкретной программы, в рамках которой должны реализовываться идеи, не только оттолкнет остальных членов компании, но также, вероятно, упустит из виду важные идеи, сгенерированные где-то еще.

Правда в том, что инновации – это не идеи, это решение проблем. 

Если снова обратиться к X-подразделению Alphabet, то можно понять, что его основная деятельность – это исследования. Подразделение X исследует новые сферы деятельности и существующие проблемы, после чего уже генерирует нужные проекты. 

В этом реальный потенциал инновационных программ. Они предоставляют пространство для изучения областей, которые не подходят для текущего бизнеса, но могут сыграть важную роль в будущем компании. Хорошая инновационная программа не заменяет возможностей основной организации, а использует их для создания новых.