Неопределенность и риск долго оставались высокими, и, учитывая ситуацию, никто не знает, что будет дальше. COVID-19 повлиял на многие отрасли и компании, кто-то из адаптировался, а кто-то ушел с рынка. 

Предлагаем поговорить о первых и посмотреть, что такого они сделали, чтобы выжить в этот сложный период. Учиться нужно на опыте прошлых лет, поэтому уверены, что данная статья будет полезна во все времена 🙂

Шаг 1. Фиксация основной бизнес-модель

В качестве начального шага компании зафиксировали свою основную бизнес-модель. 

Для этого они честно ответили себе на следующие вопросы:

-Кто ваши клиенты, каковы их основные потребности?
-Что вы предлагаете своим клиентам? Какие продукты/услуги? Какую ценность вы создаете для клиента?
-Как создается эта ценность? Какие основные задачи вам нужно решить, на каких партнеров нужно полагаться? Какие технологии вы используете?
-Почему существующая бизнес-модель приносит прибыль? Как вы можете получить выгоду для своей компании? 

Этот шаг помог им посмотреть на свою бизнес-модель с разных точек, чтобы понять и обсудить, какие ее области могут оказаться под угрозой или, наоборот, усилены различными действиями.

Шаг 2. Обновление бизнес-экосистемы

Вторым шагом было обновление бизнес-модели на основе изменений областей, на которые повлияла пандемия. 

Некоторые из существующих тенденций, такие как переход на электронные каналы взаимодействия, усилились, из-за чего возникли противоположные тенденции (например, отрасль авиаперевозок, где цены на билеты резко упали за последние годы). 

В настоящее время трудно предсказать, как мир будет выглядеть в ближайшие годы. Именно поэтому после того, как компании определили основные движущие силы изменений, они быстро выбрали наиболее важные из них, чтобы иметь возможность продолжить свою деятельность.

Шаг 3. Разработка алгоритма действий после COVID-19

Компании-победители сосредоточились на разных сценариях, проработав не только лучшие, но и худшие из них.

Факторы изменений важны для разработки сценариев дальнейшей работы. Эти сценарии помогли понять, как может выглядеть будущее в условиях высокой неопределенности.

Конечно, компании определили временной горизонт, после чего сгруппировали существующие гипотезы в сценарии действий. 

Шаг 4. Анализ влияния пандемии на бизнес-модель

Важной особенностью победителей стало то, что они мыслили крайностями и учитывали разные варианты развития событий, чтобы быть готовыми ко всему. 

После этого компании тщательно работали с этими сценариями, чтобы проанализировать, что каждый из них будет значить для областей их бизнеса. Шаг за шагом они переходили от одной области к другой, пробуя пройти несколько ходов вперед и понять, какой из сегментов выиграет или проиграет или как этот сценарий повлияет на ключевых партнеров. Это помогло решить, будет ли бизнес-модель жизнеспособной в этом сценарии или потребует адаптации.

Шаг 5. Определение новых возможностей

И уже после того, как компании сделали все вышеперечисленные действия, они смогли определить новые возможности. 

“Выжившие” просто сосредоточились на драйверах изменений, которые приводят их к новым потребностям клиентов, сконцентрировались на том, где они могут использовать свои навыки, а также проанализировали, какие ресурсы нужны им для создания новых бизнес-моделей на основе изменений.

Шаг 6. Разработка видения компании после пандемии 

Наряду с анализом текущей бизнес-модели и возможностей для новых бизнес-моделей, компании продумали свою жизнь в мире после COVID-19. Это смогли сделать только те, кто основывался на своей цели и миссии и проецировал свой временной горизонт на будущее. Это видение помогло им продуктивно общаться с командой, партнерами и клиентами, благодаря чему они смогли быстрее достичь желаемых результатов.

Шаг 7. Составление плана дальнейших действий

И последнее, но не менее важное: компании разработали своего рода дорожную карту для дальнейших действий. 

Для этого они ответили на следующие вопросы: “Кто за какие направления будет отвечать?”, “Какими будут 1,2 и 3 шаги?”, “Каким образом будут отслеживаться и контролироваться результаты?”, “Как можно определить наиболее подходящий сценарий действий?”. 

Кроме того, компании начали разрабатывать и внедрять проекты, которые в дальнейшем помогли адаптировать существующую на тот момент бизнес-модель.

Подводя итог

Если вы внимательно читали статью, то поняли, что основной фактор успеха состоял в том, чтобы идти поэтапно, начиная с анализа текущей бизнес-модели, продвигаясь к созданию возможных сценариев развития обстановки, чтобы понять и подготовиться к тому, как может выглядеть будущее, и проанализировать, что это означает для бизнеса. 

Таким образом, компании смогли определить возможности, разработать необходимые шаги для их реализации и максимального снижения возможных рисков и, наконец, начать действовать. 

Всегда обращайтесь к истории, опыту предыдущих лет и помните про двух лягушек, которые болтались в кувшине с молоком: одна сдалась и погибла, а вторая барахталась и взбила молоко в сливки, поднялась по ним и выпрыгнула из кувшина, в котором могла умереть 🙂