С приходом пандемии коронавируса и feedback loops, мы вступили в эру недорогого, бюджетного «всего», и корпоративные инновации не стали исключением.

До пандемии инновации требовали плодородной почвы и постоянного внимания для процветания и роста. Сейчас эта почва уже не такая плодородная. Как и прежде, организациям требуется окупаемость инвестиций при вложении в инновационные инициативы. Однако главное изменение заключается в том, что корпоративные культуры становятся менее снисходительными и более требовательными к инновациям.

Что есть инновации сейчас?

Давайте начнем с основ и зададим вопрос, на который сейчас сложнее ответить: что такое инновации? То, что было инновациями в январе 2020 года, сейчас уже не считается таковым. Необходимо ясно понимать значение определений, чтобы иметь представление об изменившемся рынке и новой версии будущего, которое мы сейчас создаём.

Сейчас весь бизнес, все проекты и корпорации решают проблемы дистанционной работы и запускают пилотные проекты, чтобы определить, что работает, а что нет.

Что наиболее заметно в текущих процессах, так это значительно меньшее количество вкладываемых ресурсов и более низкий уровень поддержки. Растет автономия, сокращается численность персонала, а бюджеты урезают или замораживают. Команды выбирают недорогие альтернативы, в то время как дорогостоящие решения откладываются; приостанавливается разработка более качественных ПО, снижается найм сотрудников. Этот период будет ознаменован эрой недорогих/бесплатных и бюджетных инноваций, которым необходимы будут новые стратегии и методы для управления. Независимо от конкретной формы восстановления, сейчас мы работаем в условиях дефицита ресурсов, и эти тенденции не скоро исчезнут. Лучше всего подготовиться к длительному периоду работы с небольшими ресурсами и поддержкой.

 

Новая эра взаимодействия

Мы также становимся свидетелями все большего количества стратегий DIY (сделай сам). Новаторы вынуждены управлять своими усилиями в условиях замороженных бюджетов и меньшего количества ресурсов, в то же время предоставлять более сильный результат. Стратегии «сделай сам» открывают возможности для развития более глубоких партнерских отношений с внутренними и внешними партнерами, опираясь на оставшиеся ресурсы. Один из наименее затратных методов, доступных для всех новаторов, – это сравнительный анализ с коллегами и изучение того, что работает, а что нет в других отраслях и организациях. Например, часовой телефонный разговор с коллегой может открыть новое мышление, недоступное в четырех стенах вашей организации. На первый взгляд это может показаться слишком простой стратегией, но сейчас выигрывают именно такие решения.

Некоторые называют это «открытыми инновациями», подразумевая, что новые стратегии и техники создаются внешними партнерами. Это эффективная и доступная сейчас практика, которую можно использовать для получения доступа к решениям. Ещё одно её преимущество – понимание быстро меняющегося рынка. Творческий потенциал, инструменты, структуры, контакты, сети и возможности легко доступны, но для полного использования этого ресурса требуется непосредственное участие.

Но есть одна загвоздка – возможности для внедрения новых инноваций могут резко закончиться. Сейчас руководители и инвесторы открыты к идеям, которые могут принести пользу уже сейчас, а если они предлагают еще и долгосрочные выгоды, то они становятся на вес золота, но если они приносят выгоду только в данный момент, то можно просто опоздать с той или иной инициативой. Пример, свидетелями которого мы все являемся, – это дистанционная работа. Если продуктивность удастся сохранить, в будущем мы увидим еще больше решений для успешной организации удалённой работы. 

Проявиться или затаиться?

Теория ограничений – полезная модель, на которую можно опереться сейчас. Работа в рамках четких границ и ограниченных ресурсов отражает нашу новую реальность. К счастью, люди не только адаптировались, но и преуспевают в этой среде. Активные и целенаправленные усилия по работе с «бюджетными инновациями» могут раскрыть возможности компании. Многие инновации были созданы и запущены как прямой результат пандемии, особенно, в сфере здравоохранения. Есть и другие: технологии (например, кибербезопасность для защиты удаленных сотрудников), методы работы (например, встречи в Zoom, дистанционное обучение) и новые предприятия (например, стартапы, доставка еды).

Исследование 2009 года показало, что более половины всех компаний из списка Fortune 500 были созданы во время кризиса или экономического спада, включая General Motors, AT&T, Disney и MTV. Эти периоды спада отражают термин, придуманный Йозефом Шумпетером, – «созидательное разрушение», которое обосновывает изменения в периоды экономического спада. Пандемия – не исключение. Число банкротов заметно выросло, особенно,  в секторах розничной торговли, авиаперевозок и недвижимости. Но мы также наблюдали и запуск новых предприятий. 

Более половины всех новых рабочих мест, созданных во время мирового экономического кризиса 2008 г., были созданы благодаря появлению новых предприятий. Сейчас мы наблюдаем похожую картину, поэтому если корпорации будут уделять появляющимся бизнесам и технологиям пристальное внимание, смогут получить новые возможности для партнерства и сотрудничества.

Разумеется, компании в разной степени испытывают последствия кризиса: кто-то выбился в лидеры, а кто-то висит на волоске от полного разрушения. Именно поэтому важно помнить, что новаторы с их уникальными навыками, инструментами и концептуальными схемами могут стать лидерами даже в эпоху резких и радикальных перемен. Можно сказать, что это наиболее подходящее время для их проявления, ведь весь мир, почти каждый бизнес так нуждается в прорывных технологиях. Единственный вопрос, который остается: воспользуетесь ли вы возможностью вывести свою организацию из этого кризиса на новый этап развития, в светлое и счастливое будущее или так и останетесь сидеть в стороне?