Как известно, внедрение нового проекта – это довольно сложный и рискованный процесс, ведь команда не знает, насколько востребованным он окажется, и как будет выглядеть в дальнейшем. Серьёзным препятствием на пути является и то, что у некоторых компаний нет опыта внедрения инновационных проектов, нет необходимых ресурсов, связей и знаний для быстрого старта. Для того чтобы протестировать гипотезы, провести анализ рентабельности продукта и составить план его развития существуют разные инструменты, наиболее эффективным из которых является внутренний акселератор.

Почему именно внутренний акселератор?

Во-первых, внутренний акселератор является логичным продолжением инкубатора. В структуре корпоративного управления инновациями инкубатор помогает развить бизнес-идею в полноценный и самостоятельный бизнес, а акселератор отвечает за ускорение роста и масштабирования этого бизнеса. 

Во-вторых, внутренний акселератор быстро находит точки роста проекта и анализирует гипотезы эффективности, помогает сформировать ключевые метрики оценки результатов и выбрать правильный путь для дальнейшего масштабирования.

В-третьих, внутренний акселератор способствует выстраиванию инновационной экосистемы в компании, изменению подхода к внедрению проектов и развитию гибкости бизнес-мышления.

Однако для того, чтобы внутренний акселератор приносил действительно эффективные результаты важно при его создании основываться на следующих 5 факторах:

1. Определите цели и технологический фокус

Перед тем, как начинать весь процесс работы, нужно ответить на 2 ключевых вопроса: «Какую задачу решает акселератор?», «В чем заключается его технологический фокус?».

При этом важно, чтобы цель создания и технологический фокус внутреннего акселератора соответствовали общей стратегии развития компании. Так у вас не будет расхождений с руководством, и вы не зайдете в тупик на середине пути.

2. Определите критерии оценки эффективности

Не устаём говорить об этом: чёткие метрики, количественные и качественные KPI являются неотъемлемой частью любого внедрения, и внутренний акселератор не исключение.

Вам будет гораздо легче следить за состоянием проекта и, при необходимости, корректировать курс, если вы заранее сформулируете систему оценки эффективности, которая будет конкретна, проста и понятна.

3. Сформируйте поддерживающую среду

Легко ли работать над ускорением развития компании, когда у сотрудников нет ни времени, ни мотивации на это? Или когда первое лицо компании не видит смысла во всем этом процессе?

Для эффективной работы внутреннего акселератора нужно, чтобы каждый член команды, каждый сотрудник не только понимал цель работы программы, но и был заинтересован в процессе реализации. Кстати, это важно не только для внутреннего акселератора, но и для инновационной деятельности в целом: если коллектив компании осознаёт её важность и, самое главное, чувствует сопричастность к процессу, то инсайты и проекты будут приходить один за другим.

Кроме того, необходимо выделить сотрудникам время на работу над проектами. В противном случае вы рискуете либо получить «выгоревший» и уставший от работы 24/7 коллектив, либо замедление процессов, которые вообще-то замедляться не должны.

4. Подготовьте почву для внедрения

Это крайне важный фактор, на котором «проседают» многие компании. Вы должны проанализировать, насколько ваша компания готова к появлению нового продукта, т.е. насколько проработаны юридические, экономические, бюрократические, организационные и психологические моменты. Готовность на всех уровнях даёт вам гарантию, что проект не забуксует на стадии согласования или что ему не хватит средств для реализации, ведь вы всё заранее предусмотрите.

5. Внедрите трекинг и наставничество

Часто бывает, что членам команды просто не хватает экспертной оценки, помощи уже опытных предпринимателей и советов менторов. В этом плане необходимо не только сформировать рабочую группу для внедрения проектов, но и периодически (по запросу или в формате тренингов) приглашать внешних специалистов, которые могут поделиться своими знаниями и опытом. При этом не нужно устраивать лекции, как в университете, пусть информация поступает по принципу Парето: 20% теории и 80% практики.

Также не стоит забывать про нетворкинг и живое общение, ведь часто в неформальных беседах могут родиться новые идеи или решения существующих проблем.

Подводя итог, можно сказать, что внутренний акселератор – это прекрасный инструмент для ускорения внедрения проектов и процессов роста компании. Вы можете запустить его собственными силами, а можете поручить это специалистам, но в любом случае учитывайте описанные нами факторы и тогда вы сможете извлечь максимум пользы из программы акселерации.